ГЛАВНАЯ страница | Регистрация | Вход| RSS Понедельник, 09.12.2019, 06:28

Удобное меню
  • ТЕСТЫ
  • В помощь учителям
  • В помощь изучающим
  • Родителям
  • Скачать
  • Развлечения
  • Нашим ученикам
  • ЕГЭ-2010-2011
  • Teachers' Cafe
  • Info
    Поиск
    Категории раздела
    Интересно каждому [6375]
    Информация
    фотообзоры

    Каталог статей

    Главная » Статьи » Интересно каждому » Интересно каждому

    МЕТАФОРЫ ЖИЗНИ И СУДЬБЫ

    Эту статью мне посоветовал мой приятель, которому понадобился http://www.repetitors.org/sub/15/ для поступления в ВУЗ, и при помощи этого преподавателя он смог стать студентом. Картина мира представляет собой центральное понятие концепции человека, выражает собой специфику его бытия и объективно интерпретирует мотивы его деятельности. Картина мира как идеальное образование опредмечивается в знаковых формах, в частности, в языке. «Именно язык, несмотря на действующие в нем процессы исторических изменений, дает ключ к реконструкции сознания и обеспечивает стабильность основных терминов духовной культуры» [1:302]. Адекватно охарактеризовать наиболее общие, базисные миропредставления человека можно через анализ культурно значимых концептов, к которым с полным основанием можно отнести такие универсальные понятия, как судьба и жизнь. Концепт судьбы присутствует не только во всех мифологических, религиозных, философских и этических системах. Он составляет ядро национального и индивидуального сознания. Это понятие принадлежит к числу активно действующих начал жизни, таинственных и неизбежных. Концепт судьбы самым тесным образом связан с жизнью человека. Наиболее полно исследовать абстрактные и, в частности, культурно значимые концепты можно через изучение именующих их метафор. В данной работе концепты жизнь и судьба анализируются сквозь призму русских слов жизнь и судьба и их синонимов. Материал ограничен метафорическими вариантами этих слов, интерпретирующих жизнь и судьбу как текст или знак. 1. Жизнь и судьба могут объединяться в одном значении: участь, доля, жизненный путь, т.е. представлять собой совокупность всего пережитого и сделанного человеком. И поскольку любое развитие событий может быть записано в виде некоторого текста, судьба и жизнь могут метафоризироваться как некоторый текст. Значение жизни и судьбы не различается, если текст является записью уже происшедших событий, и в этом случае прочесть текст жизни, судьбы - значит рассказать, прочитать жизнь, судьбу. Текст жизни и судьбы чаще всего оформляется в виде книги (книга жизни, книга судьбы). Книга заполняется содержанием по мере происхождения событий жизни человека. Повествование ведется от имени автора книги и может начинаться как с первых детских впечатлений, так и с любого момента жизни, в зависимости от того, какую цель ставит перед собой автор, рассказывая о себе. Книга жизни-судьбы может члениться на главы, иметь пробелы: И надо оставлять пробелы в судьбе, а не среди бумаг, Места и главы жизни целой очеркивая на полях (Пастернак). Нужно отметить, что события, объединенные в одной главе книги жизни-судьбы, связываются не только хронологически, но и содержательно, характеризуются какой-то одной идеей, степенью значимости этих событий для человека. Жизнь-судьба человека может разбиваться на еще более мелкие отрывки - страницы: Страницы прошлого читая, Их по порядку разбирая, Теперь остынувшим умом, Разуверяюсь я во всем... (Лермонтов). Деление жизни на страницы предполагает более подробное, детальное описание жизни человека, фиксирующее все мельчайшие события, которые произошли. Человек, прочитывая страницы своей жизни, может оценивать описываемые события совершенно по-другому, нежели раньше. Потребность перечитывать страницы жизни возникает в особые минуты рефлексии либо в старости, когда книга жизни полностью написана. Вместе с тем человек может добавлять что-то, вписывать новую страницу в книгу жизни, а может перечеркнуть, вырвать страницу из жизни. Жизнь человека служит основой для разных жанров - жизнеописания, жития, биографии, автобиографии, истории, летописи и хроники жизни, исповеди-покаяния и исповеди-самопознания судьбы избранника (героя) и судьбы статиста. В текст жизни-судьбы входит образ героя, правда его души, фактическая и бытийная сторона жизни. Однако обычно ведущим является один из этих компонентов. В соответствии с сюжетными и стилистическими признаками текст жизни-судьбы может быть представлен разными литературными жанрами: роман: Что наша жизнь? Роман: Кто автор? Аноним (Карамзин); повесть: Я не хочу, чтоб свет узнал мою таинственную повесть; Как я любил, за что страдал ... (Лермонтов); Он нечаянно наткнулся [ему рассказали] на забытую но живую страницу его семейной хроники, другую драму, не опасную для ее героев - ей минула сорокалетняя давность... (Гончаров); жизнь-календарь: Вера сообщала, бывало своей подруге мелочный календарь вседневной своей жизни, событий, ощущений (Гончаров). В календаре важна краткая констатация фактов без комментариев. Очевидно, что такая характеристика жизни опирается на своеобразие литературных жанров. Роман описывает большой период времени, имеет сложный и развитый сюжет, жизнь героя романа проистекает на фоне важных исторических событий, которые накладывают отпечаток на его мировоззрение и определяют ход его жизни. В повести акцент делается на исследовании внутреннего мира героя, на его переживаниях, сюжет здесь менее сложен и разветвлен, чем в романе. Соотнесенность с этими особенностями романа и повести событий жизни человека и позволяет определять жизнь одного как роман, а жизнь другого как повесть. Следует отметить, что жизнь и судьба, выступая в одном значении, в соответствии с жанровым делением на роман и повесть приобретают разные текстообразующие возможности. В тексте судьбы важно не мерное течение событий, а какие- то необыкновенные происшествия. Герой текста жизни - обычный человек, а текста судьбы - неординарная личность. Поэтому в романе чаще описывается судьба героя, а в повести жизнь. Тексту судьбы неинтересно мерное течение событий в русле, не знающем поворотов, и его цель не ограничена изложением событий. Его автор ставит перед собой задачу их осмысления, в зависимости от которого он интерпретирует случай и случайные связи между событиями. Он ищет в конкретной жизни проявления высшего разума и высшей воли. В качестве носителя судьбы обычно избирается лицо, отмеченное индивидуальностью и призванием. Наполненность жизни человека комическими, трагическими и драматическими моментами позволяет определять жизнь одного человека, как комедию, другого как трагедию, третьего как драму: Ну, как я напишу драму Веры, да не сумею обставить пропастями ее падение (Гончаров). Разделение литературных жанров на прозаические и стихотворные отразилось в оценочных метафорах жизни-судьбы: Вся жизнь моя в веках звенящий стих (Брюсов). Поэзия жизни как нечто возвышенное, глубоко действующее на чувства и воображение противопоставляется стершейся метафоре проза жизни - то, что является необходимым, обычным и повседневным. Текст жизни-судьбы прочитывается обычно тогда, когда книга полностью написана, наступила развязка или дописываются ее последние страницы: Страница кончена - и (хоть чудна), с ней повесть жизни... (Лермонтов). 2. По-иному представляется жизнь и судьба человека, если предположить, что текст был написан заранее, до того как произошли события, и тогда его нужно расшифровать, истолковать, угадать. В этом случае нужно говорить о тексте-судьбе, и в таком понимании судьба выступает в своем первом значении, как некая сила, определяющая жизнь человека. Акцент в таком случае делается на детерминированности жизни человека, а судьба выступает в роли автора, который еще до рождения составил программу действий человека, написал сценарий его жизни. Под текстом судьбы имеется в виду жизнеописание, построенное с ориентацией на другой текст - сценарий, предопределяющий распорядок действий и ту роль, которая отведена в нем носителю судьбы. В тексте-судьбе констатируются опорные факты, которые, реализуясь, воплощаются в индивидуальную жизнь человека. Судьба-текст отражена в таких выражениях как: на роду написано, судьбой предначертано, книга судеб, смерть (победа, удача) ему в сражении писана. Образ судьбы-текста возник еще в мифологические времена и присущ не только сознанию русского человека. В месопотамских мифах упоминаются таблички судеб, запечатанные печатью. В Китае существовали представления о книгах судьбы, хранящихся в загробном мире (мифы, дошедшие до нас, повествуют о возможности внесения исправлений в эти книги). У древних славян существовала «Голубиная книга» - средоточие вселенской мудрости: Та книга выпала из некой грозной тучи, все буквы в ней цветами проросли, И в ней написана рукой судеб могучей вся правда сокровенная земли. Но семь на ней навешено печатей, и семь дверей ту книгу стерегут... (Заболоцкий). В библейских текстах тоже присутствует мотив «Книги за семью печатями», по мере снятия печатей с которой являются божественные знамения. В книге судеб отражены жизненные пути всего человечества в целом и каждого человека в отдельности: Род человечества - книги читатель, А на обложке - надпись творца (В. Хлебников). Сценарий судьбы перспективен. Он прочитывается по мере его осуществления. Законченное представление о судьбе складывается тогда, когда наступает развязка, то есть после смерти человека. Судьба выбирает жребий для человека и фиксирует это в тексте, в отдельной книге жизни человека. Человек должен следовать своему предначертанию, отклонение от текста судьбы обычно оценивается отрицательно: Но книга жизни подошла к странице, Которая дороже всех святынь. Сейчас должно написанное сбыться, Пускай же сбудется оно. Аминь (Пастернак). Судьба в таком понимании предстает как высший разум, который руководит жизнью, следит за порядком и наказывает за отступления от него. Текст судьбы в отличие от текста-жизни (который написан самим человеком на понятном ему языке) бывает очень трудно прочитать, потому что судьба, чтобы скрыть будущее от людей, зашифровывает написанное и часто нелегко свою судьбу - туманный текст прочесть (Губерман). В тексте судьбы постоянно звучат голоса судьбы, присутствуют знаки, явления, знамения, предзнаменования, встречи, случайности и нечаянности, неожиданности и совпадения. Таким образом, судьба может выступать в форме неязыкового знака, дополняющего, либо замещающего текст судьбы. Во все времена люди разными способами стремились прочитать знаки судьбы как в языковых выражениях, так и в неязыковых, и в последнем случае точнее будет говорить об истолковании, разгадке тайных знаков, предзнаменований. Носитель судьбы не столько переживает жизнь, сколько стремится угадать будущее: Я ловлю в далеком отголоске, Что случится на моем веку (Пастернак); Что ты значишь, скучный шепот? Укоризна или ропот Мной утраченного дня? От меня чего ты хочешь? Ты зовешь или пророчишь? Я понять тебя хочу, Смысла я в тебе ищу (Пушкин). Текст судьбы содержит не только событийную сторону жизни человека, но и скрытый смысл жизни: она... угадывала, читая за строками простой жизни другие строки, которые жаждал ее ум и требовала натура (Гончаров). Язык судьбы раскрывается не всем и не сразу, но все люди пытаются узнать свое будущее, используя различные гадания. Одним из распространенных и древних является гадание по книге: открывание какого либо текста (в средние века слава пророка приписывалась Вергилию) в произвольном месте; написанное на данной странице (часто уточняется и строка) и есть то, что случится. Видимо, человек со временем стал видеть в любой книге заложенную изначально в книге судеб высшую мудрость, высшее знание. Другая тенденция, сохранившаяся до нашего времени, - стремление прочитать знаки судьбы в языковых выражениях: в именах людей и географических названиях. Обычно для этого используется принцип анаграммы. Судьба чаще всего открывает написанное в книге только за особые заслуги или в особых ситуациях, когда человек находится в бессознательном состоянии. Например, герой Лермонтова узнает о своем будущем во сне: Вдруг предо мой в пространстве бесконечном с великим шумом развернулась книга Под неизвестною рукой. И много написано в ней было, но лишь мой Ужасный жребий ясно для меня Начертан был кровавыми словами (Лермонтов). Или: Быть может, через этот сон, Его судьбу узнает он (Лермонтов). Судьба как высшая сила, определяющая жизнь человека, может подавать лишь отдельные знаки, предзнаменования, по которым человек угадывает свое будущее. Знаки судьба может оставлять на лице: Ты еще вся в озарении сил, В облике женственного тепла, но уже рок изобразил У губ и глаз Пятилетний план (Сельвинский); на ладони каждого человека в виде линий отмечено все, что произойдет с человеком, а также его таланты и наклонности. Различные знамения, роковые встречи могут стать знаками предстоящих событий: ... человек этот послан нам судьбой, мне кажется, он сыграет какую-то благодетельную роль в нашем существовании (Пастернак). Судьба, выступая в образе автора книги судеб, в которой заключена высшая мудрость, расписан распорядок жизни, исключающий случайные связи, может перевоплощаться в судьбу - творца законов, и тогда все предначертанное становится законом для человека, отступление от этого закона строго карается судьбой и отрицательно оценивается людьми как нарушение порядка, гармонии: Но тщетны мечты, бесполезны молитвы. Против строгих законов судьбы (Лермонтов); Что день грядущий мне готовит? Его мой взор напрасно ловит, в глубокой мгле таится он. Нет нужды; нрав судьбы - закон. Паду ли я, стрелой пронзенный, иль мимо пролетит она, Все благо: бдения и сна приходит час определенный; благословен и день забот, благословен и тьмы приход! (Пушкин). Все люди, независимо от личных качеств, своего положения и заслуг, равны перед законом судьбы: Закон судьбы несокрушим; мы все ничтожны перед ним (Лермонтов). Итак, жизнь и судьба могут метафоризироваться как языковые и неязыковые знаки. В качестве языковых знаков судьба и жизнь представлены в разного рода текстах. Текст жизни-судьбы (при совпадении этих слов) составляет сам человек одновременно с происходящими событиями, прочитать или рассказать его можно тогда, когда текст полностью составлен, т.е. жизнь человека подошла к концу. Текст жизни-судьбы может представлять различные литературные жанры в зависимости от содержательной наполненности жизни-судьбы и от того, как человек воспринимает, оценивает свою жизнь. Текст судьбы написан до того как произойдут события, и главным в нем является идея пророчества, предсказания. Текст судьбы перспективен, он прочитывается по мере развития событий. Текст судьбы чаще всего зашифрован, наполнен различными предзнаменованиями, знаками. О том, что должно случиться, человек может узнать по различным знакам, которые оставляет судьба. Наконец судьба как высший разум, который руководит жизнью, следит за порядком и наказывает за отступления от него, свои предписания может оформлять в виде закона, регламентирующего жизнь во всех проявлениях. Литература 1. Арутюнова Н.Д. Истина и судьба // Понятие судьбы в контексте разных культур. М., 1994. 2. Мифология. БЭС. / Гл. ред. Е.М. Мелетинский. - М., 1998. 3. Павлович Н.В. Язык образов. М., 1995. 4. Роль человеческого фактора в языковой практике мира. М., Наука.1988.

    Категория: Интересно каждому | Добавил: Admin (22.03.2010)
    Просмотров: 3493 | Рейтинг: 0.0/0 |
    Дополнительный материал для Вас от сайта englishschool12.ru

    ПРАГА (глазами аборигена) Вальдштейнский...
    Список самых трудных английских слов
    Quote of the day

    Ex. 7. Make up exclamatory sentences ac... 
    Интонация 
    My Favourite Actor. Kevin Costner — Acto... 

    История английского языка
    Времена в английском языке (PRESENT)
    Английский алфавит (английские буквы)

    sheldon, sidney - 2000 - the sky is fall... 
    Методические рекомендации к урокам англи... 
    О РЕАЛЬНОМ И ФИКТИВНОМ СКЛОНЕНИИ ПРЕДЛОЖ... 

    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Welcome
    Меню сайта
    Info
    Видео
    englishschool12.ru
    Info

    Сайт создан для образовательных целей
    АНГЛИЙСКАЯ ШКОЛА © 2019
    support@englishschool12.ru

    +12
    Все права защищены
    Копирование материалов возможно только при разрешении администратора сайта