ГЛАВНАЯ страница | Регистрация | Вход| RSS Воскресенье, 13.07.2025, 10:42

Удобное меню
  • ТЕСТЫ
  • В помощь учителям
  • В помощь изучающим
  • Родителям
  • Скачать
  • Развлечения
  • Нашим ученикам
  • ЕГЭ-2010-2011
  • Teachers' Cafe
  • Info
    Поиск
    Категории раздела
    Интересно каждому [6374]
    Информация
    фотообзоры

    Каталог статей

    Главная » Статьи » Интересно каждому » Интересно каждому

    Метаиндивидуальное влияние эмпатии учителя на учащихся

    Эту статью мне посоветовал мой приятель, который часто бывает в Петербурге и знает, что http://pribaltiyskaja.pihotels.ru/ всегда для него открыта. Там отличное обслуживание, невысокие цены и уют. Проблема представленности индивидуальности в системе социальных отношений актуальна для отечественных и зарубежных исследований. С позиции теории интегральной индивидуальности, ее проявления в контактных социальных группах или в других индивидуальностях обозначаются как метаиндивидуальные. В. С. Мерлин (1986) определяет метаиндивидуальность как некоторое продолжение понятия интраиндивидуальности или его альтернативу. Если интраиндивидуальность рассматривается как неповторимое сочетание биохимических, соматических, нейродинамических, психодинамических, личностных и социально-психологических свойств, то под метаиндивидуальностью понимается , во-первых психологическая характеристика отношений окружающих людей к данной конкретной индивидуальности и, во-вторых, реальные изменения в сознании и поведении окружающих людей под влиянием данной индивидуальности. Отмечая эти стороны метаиндивидуальности, В.С Мерлин рассматривал, прежде всего, первую, определяя метаиндивидуальность как «психологическую характеристику отношений окружающих людей к данной конкретной индивидуальности». Второй аспект метаиндивидуальности раскрывается в концепции персонализации личности, изложенной в работах А.В. Петровского и В.А. Петровского (1987). Личность рассматривается авторами как особая форма включенности индивида в жизненный мир других людей. Рассматривая личность как системное качество, авторы выделяют три типа личностной атрибуции: интраиндивидную, интериндивидную и метаиндивидную личностную атрибуцию. Метаиндивидный аспект личности обозначает представленность личности в других индивидах, продолжение существования одного человека в другом за чертой межиндивидуального взаимодействия. В.А. Петровский (1992), раскрывая понятие «отраженной субъектности», определяет его как «бытие кого-либо в другом и для другого», как эффект идеальной включенности первого в жизненные проявления второго. Концепции В.С Мерлина и А.В. Петровского взаимодополняют друг друга, дают более полную картину механизмов и феноменологии метаиндивидуальности. Продолжение исследования проблемы метаиндивидуальности в рамках теории интегральной индивидуальности представлено в работах Л.Я. Дорфмана (1993). При рассмотрении взаимодействия интегральной индивидуальности и социальной действительности ведущим становится принцип многомерности, который обнаруживает двойственность качественной определенности интегральной индивидуальности как самостоятельной системы и подсистемы других систем. Специфическая область взаимодействия индивидуальности с фрагментами социальной действительности, которые непосредственно влияют на индивидуальность и, в свою очередь, испытывают на себе влияние индивидуальности, обозначена как метаиндивидуальный мир. Метаиндивидуальные свойства приобретают двойной смысл: они принадлежат индивидуальности и в то же время окружающим ее людям; это свойства индивидуальности, представленные в поведенческих реакциях в метаиндивидуальном мире и воплощенные в других субъектах этого метаиндивидуального мира. Б.А. Вяткин (2000) разделяет понятия «метаиндивидуальное свойство» и «метаиндивидуальная характеристика». В качестве метаиндивидуального свойства может выступать какое-либо личностное образование, которое перцептируется другими людьми, но не обязательно оказывает влияние на их индивидуальность; метаиндивидуальная характеристика обязательно многоуровневое, интегральное образование, представленное в социальном мире, влияющее на индивидуальность других людей. Б. А. Вяткиным сформулированы внутренние критерии метахарактеристики (интегрированный, многокомпонентный характер) и внешние (профессиональная значимость, наличие механизма влияния). В рамках теории интегральной индивидуальности как метаиндивидуальные характеристики исследовались устойчивость к психическому стрессу (С.В.Субботин), конфликтность (Т.И.Марголина), общая активность (Т.А.Мантова), общая культура (Т.Е.Вяткина). Исследование метаиндивидуальности проводились на выборке учителей начальных классов, поскольку именно учитель начальных классов длительно работает с учащимися «один на один», наделен референтностью, властью и симпатией со стороны учащихся. В данной работе как метаиндивидуальная характеристика рассматривается эмпатия. В исследованиях, посвященных ее изучению, эмпатия рассматривается по-разному, в том числе и как устойчивое свойство, присущее различным людям в различной степени (Т.П. Гаврилова, К.К. Платонов, А.В. Петровский и др). В данной работе эмпатия также понимается как устойчивое свойство человека, позволяющее ему эмоционально отзываться на переживания другого. Эмпатия имеет сложную структуру, компоненты которой определяются неоднозначно, в частности, выделяют осознаваемые и неосознаваемые компоненты эмпатии, ее отражательные, регулятивные и коммуникативные элементы (И.М. Юсупов), эмоциональную, когнитивную и поведенческую составляющую (К.К. Платонов, А.В. Петровский), а также предикативный (О.И. Цветкова) компонент. В рамках педагогической деятельности эмпатию рассматривают как особую чувствительность учителя к миру учащихся, свойственную лишь «педагогически способным учителям» (Н.В. Кузьмина) и традиционно включают в структуру педагогических способностей, подчеркивая ее профессиональную значимость (Т.М. Хрусталева, Ю.С. Шведчикова, Т.М. Харламова, Л.Б. Вяткина и др). Изложенное выше позволяет рассматривать эмпатию как многомерное явление, связанное с проявлением всей целостной индивидуальности человека, профессионально значимое в работе учителя и существенно влияющее на процессы взаимодействия учителя и ученика. Гипотеза исследования. Эмпатия является метаиндивидуальной характеристикой: свойства интегральной индивидуальности учащихся, длительное время взаимодействовавших с одним и тем же учителем, претерпевают определенные изменения, связанные с высоким или низким уровнем его эмпатии. Организация и методики исследования В исследовании принимали участие учителя начальных классов школ г.Перми - 100 человек. Для изучения эмпатии учителей использовались: 1.Экспертная оценка эмпатии по шкале Труакса. 2. Методика А.Мехрабиана (изучение эмпатических тенденций); 3. Методики С.Б. Борисенко «Неоконченные предложения» и «Закончи ситуацию» по изучению педагогической эмпатии. Для исследования социального влияния эмпатии учителя, были изучены индивидуальные свойства 128 учащихся четвертых классов, занимающихся у наиболее эмпатийных и наименее эмпатийных учителей. Были использованы: 1. Методика Айзенка, 2.Опросник Кеттелла, 3.Методика «Дом, дерево, человек» Дж.Бакка, 4. Социометрия. Для изучения эмпатии использовалась методика Т.П. Гавриловой «Неоконченные рассказы». Полученные данные были обработаны с помощью таких методов математической статистики, как кластерный анализ, сравнение средних данных по Т-критерию Стьюдента. Результаты и их обсуждение. Для выявления полярных по уровню эмпатии групп учителей был использован кластерный анализ, по результатам которого были выделены группы учителей с высокими и с низкими показателями эмпатии, которые были названы соответственно группами эмпатийных и неэмпатийных учителей. Наряду с различием показателей эмпатии данные группы учителей имеют статистически значимые различия по выраженности ряда других свойств интегральной индивидуальности различных уровней. Для эмпатийных учителей характерна большее высокая потребность в общении, тяга к людям, легкость в установлении социальных связей, более высокая скорость в различных видах двигательной активности; у эмпатийных учителей более выражены общительность, мягкосердечность, чувствительность, откровенность, доверчивость , для них характерно положительное восприятие природы человека, значимо выше и показатели по шкале интеллекта. Также для эмпатийных учителей характерен более высокий уровень субъективного контроля над значимыми жизненными ситуациями , большая ответственность за события семейной жизни. Различия индивидуальности эмпатийных и неэмпатийных учителей проявляются и в особенностях их влияния на обучающихся детей. При изучении индивидуально-психологических особенностей детей, обучающихся у эмпатийных и неэмпатийных учителей, были выявлены различия в ряде свойств: ученики эмпатийных учителей отличаются более высокими показателями эмпатии к взрослому (р<0,05); животным (р<0,01); ученики неэмпатийных учителей отличаются более высокими показателями по фактору GР.Кеттелла (низкая - высокая добросовестность) по сравнению с учениками эмпатийных учителей (р<0,05); по фактору I Р.Кеттелла (твердость - мягкосердечие) по сравнению с учениками неэмпатийных учителей (р<0,05); незащищенности, недоверия к себе, чувства неполноценности выше у учеников неэмпатийных учителей (р<0,05). Различия индивидуально-психологических особенностей между выборками учащихся позволяют составить соответствующие портреты. Ученики эмпатийных учителей более склонны к проявлению эмпатии к животным и взрослым, с достаточно развитым абстрактным мышлением, они менее исполнительны, более чувствительны, доверчивы и зависимы, для них характерны большее чувство защищенности, доверия к себе, менее свойственно чувство неполноценности. Ученики неэмпатийных учителей менее склонны к проявлению эмпатии к животным и взрослым, с более низким уровнем интеллекта, они более ответственны, добросовестны и исполнительны, более реалистичны, в большей мере, чем ученики эмпатийного учителя, склонны полагаться на себя, для них характерны чувство незащищенности, недоверие к себе, чувство неполноценности. Таким образом, выдвинутая нами гипотеза подтвердилась, индивидуально-психологические свойства учеников, длительное время взаимодействовавших с одним и тем же учителем, имеют свои особенности, связанные с высоким или низким уровнем эмпатии учителя, что позволяет считать эмпатию метаиндивидуальной характеристикой учителя.

    Категория: Интересно каждому | Добавил: Admin (13.04.2010)
    Просмотров: 5280 | Рейтинг: 0.0/0 |
    Дополнительный материал для Вас от сайта englishschool12.ru

    Добро пожаловать в мир знаний!
    Скачать Marc McCutcheon-Roget’s Superthe...
    Quote of the day

    РОДСТВЕННИКИ ЗА ГРАНИЦЕЙ 
    СПЕЦИФИКАЦИЯ контрольных измерительных ... 
    Exercise 5. 

    Популярные рассказы на английском языке
    Рекомендованная литература для обучения ...
    Разнообразное использование английского ...

    Nursery rhymes and amusing poems that ca... 
    ОСНОВАНИЯ МЕТОДОЛОГИИ 
    ENGLISH AS A WORLD LANGUAGE COUNTRIES 

    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Welcome
    Меню сайта
    Info
    Видео
    englishschool12.ru
    Info

    Сайт создан для образовательных целей
    АНГЛИЙСКАЯ ШКОЛА © 2025
    support@englishschool12.ru

    +12
    Все права защищены
    Копирование материалов возможно только при разрешении администратора сайта
    Сайт управляется системой uCoz