ГЛАВНАЯ страница | Регистрация | Вход| RSS Среда, 24.04.2024, 07:36

Удобное меню
  • ТЕСТЫ
  • В помощь учителям
  • В помощь изучающим
  • Родителям
  • Скачать
  • Развлечения
  • Нашим ученикам
  • ЕГЭ-2010-2011
  • Teachers' Cafe
  • Info
    Поиск
    Категории раздела
    Интересно каждому [6374]
    Информация
    фотообзоры

    Каталог статей

    Главная » Статьи » Интересно каждому » Интересно каждому

    Метаиндивидуальное влияние эмпатии учителя на учащихся

    Эту статью мне посоветовал мой приятель, который часто бывает в Петербурге и знает, что http://pribaltiyskaja.pihotels.ru/ всегда для него открыта. Там отличное обслуживание, невысокие цены и уют. Проблема представленности индивидуальности в системе социальных отношений актуальна для отечественных и зарубежных исследований. С позиции теории интегральной индивидуальности, ее проявления в контактных социальных группах или в других индивидуальностях обозначаются как метаиндивидуальные. В. С. Мерлин (1986) определяет метаиндивидуальность как некоторое продолжение понятия интраиндивидуальности или его альтернативу. Если интраиндивидуальность рассматривается как неповторимое сочетание биохимических, соматических, нейродинамических, психодинамических, личностных и социально-психологических свойств, то под метаиндивидуальностью понимается , во-первых психологическая характеристика отношений окружающих людей к данной конкретной индивидуальности и, во-вторых, реальные изменения в сознании и поведении окружающих людей под влиянием данной индивидуальности. Отмечая эти стороны метаиндивидуальности, В.С Мерлин рассматривал, прежде всего, первую, определяя метаиндивидуальность как «психологическую характеристику отношений окружающих людей к данной конкретной индивидуальности». Второй аспект метаиндивидуальности раскрывается в концепции персонализации личности, изложенной в работах А.В. Петровского и В.А. Петровского (1987). Личность рассматривается авторами как особая форма включенности индивида в жизненный мир других людей. Рассматривая личность как системное качество, авторы выделяют три типа личностной атрибуции: интраиндивидную, интериндивидную и метаиндивидную личностную атрибуцию. Метаиндивидный аспект личности обозначает представленность личности в других индивидах, продолжение существования одного человека в другом за чертой межиндивидуального взаимодействия. В.А. Петровский (1992), раскрывая понятие «отраженной субъектности», определяет его как «бытие кого-либо в другом и для другого», как эффект идеальной включенности первого в жизненные проявления второго. Концепции В.С Мерлина и А.В. Петровского взаимодополняют друг друга, дают более полную картину механизмов и феноменологии метаиндивидуальности. Продолжение исследования проблемы метаиндивидуальности в рамках теории интегральной индивидуальности представлено в работах Л.Я. Дорфмана (1993). При рассмотрении взаимодействия интегральной индивидуальности и социальной действительности ведущим становится принцип многомерности, который обнаруживает двойственность качественной определенности интегральной индивидуальности как самостоятельной системы и подсистемы других систем. Специфическая область взаимодействия индивидуальности с фрагментами социальной действительности, которые непосредственно влияют на индивидуальность и, в свою очередь, испытывают на себе влияние индивидуальности, обозначена как метаиндивидуальный мир. Метаиндивидуальные свойства приобретают двойной смысл: они принадлежат индивидуальности и в то же время окружающим ее людям; это свойства индивидуальности, представленные в поведенческих реакциях в метаиндивидуальном мире и воплощенные в других субъектах этого метаиндивидуального мира. Б.А. Вяткин (2000) разделяет понятия «метаиндивидуальное свойство» и «метаиндивидуальная характеристика». В качестве метаиндивидуального свойства может выступать какое-либо личностное образование, которое перцептируется другими людьми, но не обязательно оказывает влияние на их индивидуальность; метаиндивидуальная характеристика обязательно многоуровневое, интегральное образование, представленное в социальном мире, влияющее на индивидуальность других людей. Б. А. Вяткиным сформулированы внутренние критерии метахарактеристики (интегрированный, многокомпонентный характер) и внешние (профессиональная значимость, наличие механизма влияния). В рамках теории интегральной индивидуальности как метаиндивидуальные характеристики исследовались устойчивость к психическому стрессу (С.В.Субботин), конфликтность (Т.И.Марголина), общая активность (Т.А.Мантова), общая культура (Т.Е.Вяткина). Исследование метаиндивидуальности проводились на выборке учителей начальных классов, поскольку именно учитель начальных классов длительно работает с учащимися «один на один», наделен референтностью, властью и симпатией со стороны учащихся. В данной работе как метаиндивидуальная характеристика рассматривается эмпатия. В исследованиях, посвященных ее изучению, эмпатия рассматривается по-разному, в том числе и как устойчивое свойство, присущее различным людям в различной степени (Т.П. Гаврилова, К.К. Платонов, А.В. Петровский и др). В данной работе эмпатия также понимается как устойчивое свойство человека, позволяющее ему эмоционально отзываться на переживания другого. Эмпатия имеет сложную структуру, компоненты которой определяются неоднозначно, в частности, выделяют осознаваемые и неосознаваемые компоненты эмпатии, ее отражательные, регулятивные и коммуникативные элементы (И.М. Юсупов), эмоциональную, когнитивную и поведенческую составляющую (К.К. Платонов, А.В. Петровский), а также предикативный (О.И. Цветкова) компонент. В рамках педагогической деятельности эмпатию рассматривают как особую чувствительность учителя к миру учащихся, свойственную лишь «педагогически способным учителям» (Н.В. Кузьмина) и традиционно включают в структуру педагогических способностей, подчеркивая ее профессиональную значимость (Т.М. Хрусталева, Ю.С. Шведчикова, Т.М. Харламова, Л.Б. Вяткина и др). Изложенное выше позволяет рассматривать эмпатию как многомерное явление, связанное с проявлением всей целостной индивидуальности человека, профессионально значимое в работе учителя и существенно влияющее на процессы взаимодействия учителя и ученика. Гипотеза исследования. Эмпатия является метаиндивидуальной характеристикой: свойства интегральной индивидуальности учащихся, длительное время взаимодействовавших с одним и тем же учителем, претерпевают определенные изменения, связанные с высоким или низким уровнем его эмпатии. Организация и методики исследования В исследовании принимали участие учителя начальных классов школ г.Перми - 100 человек. Для изучения эмпатии учителей использовались: 1.Экспертная оценка эмпатии по шкале Труакса. 2. Методика А.Мехрабиана (изучение эмпатических тенденций); 3. Методики С.Б. Борисенко «Неоконченные предложения» и «Закончи ситуацию» по изучению педагогической эмпатии. Для исследования социального влияния эмпатии учителя, были изучены индивидуальные свойства 128 учащихся четвертых классов, занимающихся у наиболее эмпатийных и наименее эмпатийных учителей. Были использованы: 1. Методика Айзенка, 2.Опросник Кеттелла, 3.Методика «Дом, дерево, человек» Дж.Бакка, 4. Социометрия. Для изучения эмпатии использовалась методика Т.П. Гавриловой «Неоконченные рассказы». Полученные данные были обработаны с помощью таких методов математической статистики, как кластерный анализ, сравнение средних данных по Т-критерию Стьюдента. Результаты и их обсуждение. Для выявления полярных по уровню эмпатии групп учителей был использован кластерный анализ, по результатам которого были выделены группы учителей с высокими и с низкими показателями эмпатии, которые были названы соответственно группами эмпатийных и неэмпатийных учителей. Наряду с различием показателей эмпатии данные группы учителей имеют статистически значимые различия по выраженности ряда других свойств интегральной индивидуальности различных уровней. Для эмпатийных учителей характерна большее высокая потребность в общении, тяга к людям, легкость в установлении социальных связей, более высокая скорость в различных видах двигательной активности; у эмпатийных учителей более выражены общительность, мягкосердечность, чувствительность, откровенность, доверчивость , для них характерно положительное восприятие природы человека, значимо выше и показатели по шкале интеллекта. Также для эмпатийных учителей характерен более высокий уровень субъективного контроля над значимыми жизненными ситуациями , большая ответственность за события семейной жизни. Различия индивидуальности эмпатийных и неэмпатийных учителей проявляются и в особенностях их влияния на обучающихся детей. При изучении индивидуально-психологических особенностей детей, обучающихся у эмпатийных и неэмпатийных учителей, были выявлены различия в ряде свойств: ученики эмпатийных учителей отличаются более высокими показателями эмпатии к взрослому (р<0,05); животным (р<0,01); ученики неэмпатийных учителей отличаются более высокими показателями по фактору GР.Кеттелла (низкая - высокая добросовестность) по сравнению с учениками эмпатийных учителей (р<0,05); по фактору I Р.Кеттелла (твердость - мягкосердечие) по сравнению с учениками неэмпатийных учителей (р<0,05); незащищенности, недоверия к себе, чувства неполноценности выше у учеников неэмпатийных учителей (р<0,05). Различия индивидуально-психологических особенностей между выборками учащихся позволяют составить соответствующие портреты. Ученики эмпатийных учителей более склонны к проявлению эмпатии к животным и взрослым, с достаточно развитым абстрактным мышлением, они менее исполнительны, более чувствительны, доверчивы и зависимы, для них характерны большее чувство защищенности, доверия к себе, менее свойственно чувство неполноценности. Ученики неэмпатийных учителей менее склонны к проявлению эмпатии к животным и взрослым, с более низким уровнем интеллекта, они более ответственны, добросовестны и исполнительны, более реалистичны, в большей мере, чем ученики эмпатийного учителя, склонны полагаться на себя, для них характерны чувство незащищенности, недоверие к себе, чувство неполноценности. Таким образом, выдвинутая нами гипотеза подтвердилась, индивидуально-психологические свойства учеников, длительное время взаимодействовавших с одним и тем же учителем, имеют свои особенности, связанные с высоким или низким уровнем эмпатии учителя, что позволяет считать эмпатию метаиндивидуальной характеристикой учителя.

    Категория: Интересно каждому | Добавил: Admin (13.04.2010)
    Просмотров: 5062 | Рейтинг: 0.0/0 |
    Дополнительный материал для Вас от сайта englishschool12.ru

    М. Голденков. Азы английского слэнга и д...
    КАК ПОДГОТОВИТЬСЯ К ЕГЭ или ОСТОРОЖНО: Е...
    Англо-русский словарь в картинках

    Ex. 10. Translate into English. 
    Ex. 15. Translate into English. 
    My Favourite Book 

    Итальянский язык
    МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ по написанию курсо...
    Английский язык для школьников №5

    ChandlerThe_Little_Sister 
    Repeng - Репетитор английского языка 
    ИГРОВЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА У... 

    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Welcome
    Меню сайта
    Info
    Видео
    englishschool12.ru
    Info

    Сайт создан для образовательных целей
    АНГЛИЙСКАЯ ШКОЛА © 2024
    support@englishschool12.ru

    +12
    Все права защищены
    Копирование материалов возможно только при разрешении администратора сайта
    Сайт управляется системой uCoz