ГЛАВНАЯ страница | Регистрация | Вход| RSS Суббота, 23.11.2019, 03:05

Удобное меню
  • ТЕСТЫ
  • В помощь учителям
  • В помощь изучающим
  • Родителям
  • Скачать
  • Развлечения
  • Нашим ученикам
  • ЕГЭ-2010-2011
  • Teachers' Cafe
  • Info
    Поиск
    Категории раздела
    Интересно каждому [6375]
    Информация
    фотообзоры

    Каталог статей

    Главная » Статьи » Интересно каждому » Интересно каждому

    Особенности этнических стереотипов русских и коми-пермяков

    Эту статью мне посоветовал мой знакомый, который знает толк в ремонте, поэтому его всегда привлекала только http://stroy-nes-ab.ru/index.php?page=85, которая является отличным стройматериалом. В современной социальной психологии стереотипизация рассматривается как рациональная форма познания, как частный случай более универсального процесса категоризации. С другой стороны, стереотипизация есть последствие категоризации социальных объектов, которая, по мнению А. Тэшфела, отличается от категоризации объектов физического мира воздействием на нее отношений между группам. Термин «социальный стереотип» введён в социальную психологию У. Липпманом в 1922г. для обозначения предвзятых представлений и мнений. Наиболее изучены социальные стереотипы, которые фиксируют отношения между этническими группами, являются частью самосознания и менталитета нации, имеют выраженную связь с национальным характером Причины возникновения стереотипов – общая тенденция к упрощению, игнорированию индивидуальных различий. Стереотипы возникают как регулятор социальных взаимоотношений. Их отличают экономия мышления, «защита» (оправдание собственного поведения) удовлетворение агрессивных тенденций, способ выхода группового напряжения. «Под этническими или национальными стереотипами понимается относительно устойчивые мнения обобщённого характера о той или иной этнической группе. В состав такого мнения входят оценки различных качеств определённой нации». В содержании этнического стереотипа следует различать: 1) относительно устойчивое ядро – комплекс представлений о внешнем облике представителя данного народа, о его историческом прошлом, особенностях образа жизни и трудовых навыках; 2) ряд изменчивых суждений относительно коммуникативных и моральных качеств народа; изменчивость этих качеств тесно связана с меняющейся ситуацией в отношении межнациональных и межгосударственных». Одним из механизмов создания стереотипов является социальная каузальная атрибуция, изучением которой занимались М.Хьюстон и Й. Ясперс. Под социальной атрибуцией они понимают интерпретацию поведения и результатов деятельности индивидов на основании их группового членства. Основная функция социальной атрибуции – формирование, поддержание или усиление позитивной групповой идентичности. Стратегия, позволяющая сохранить позитивную групповую идентичность, состоит в использовании этноцентристских атрибуций, при которых позитивное поведение своей группы и негативное поведение чужой группы объясняются внутренними причинами, а негативное поведение своей группы и позитивное поведение чужой группы – внешними причинами . Этнические стереотипы сообщают восприятиям и действиям людей избирательность. Легко воспринимается и закрепляется в памяти та информация, которая соответствует стереотипу, подтверждает и усиливает его. Та же информация, которая хотя и относится к объекту стереотипа, но противоречит его содержанию и направленности, отвергается, не замечается, вытесняется, а иногда осознанно игнорируется как незначимая. Таким образом, имеется своеобразная перцептивная защита, которая перекрывает, блокирует путь в психику человека, особенно в сферу его сознания, несовместимой со стереотипом информации. Среди этнических стереотипов психологи различают гетеростереотипы и автостереотипы. Гетеростереотипы являются стереотипными представлениями о другой этнической группе или нации. Представители определённой нации имеют несколько групп стереотипов о этносах, о которых имеют какие-либо сведения или с которыми непосредственно общаются. Наиболее разнообразны, конечно, те группы стереотипов, которые относятся к хорошо знакомым этносам. Если же какая-либо этническая группа живёт далеко и общение с ней для данного этноса не является жизненно важным, стереотипы бывают немногочисленными и принимают характер поверхностных мнений. Автостереотипы – стереотипные представления народа о самом себе. В то время как гетеростереотипы очень часто (но не обязательно) являются отрицательными, в группе автостереотипов каждого этноса обычно преобладают положительные стереотипные представления о себе . В состав «я-концепции» каждого этноса входит группа автостереотипов, которые возникли в результате психических процессов самих членов данного этноса. Существуют также и такие стереотипы, которые относятся к данному этносу, но созданы представителями других этнических групп. Такое знание обычно поверхностно, содержит искажения и не опирается на реальные жизненные контакты или является обобщением очень ограниченного опыта познания данного этноса. Таким образом, этническая психика насыщена стереотипами о себе, о других этносах, а также представлениями данного этноса о том, какие представления имеют другие этносы о нём. Психический склад этноса содержит в себе много других компонентов, с которыми стереотипы могут взаимодействовать. Исходя из критерия эмоциональной оценки выделяют положительные и отрицательные стереотипы. Положительные стереотипы – это утверждающие, положительные суждения и оценки тех или иных черт этнической группы или этноса в целом. Отрицательные стереотипы, наоборот, утверждают, что определённая этническая группа обладает некоторыми отрицательными чертами и способна на нежелательные, вредные действия. Однако люди и группы, социальные объекты вообще весьма сложны и редко вызывают однозначные чувства и суждения. Существует третий тип – амбивалентные этнические стереотипы. Таким образом, в современной этнопсихологии становятся особенно актуальными проблемы исследования особенностей социальной перцепции. Нам представляется весьма актуальным и современным исследование этнических стереотипов русских и коми-пермяков, особенно в свете объединения Пермской области и Коми-пермяцкого автономного округа в единый Пермский край. Поэтому основной целью нашего исследования было изучение особенностей проявления этнических стереотипов русских и коми-пермяков. Объектом исследования стали студенты Пермского государственного педагогического университета 4-го и 5-го курсов филологического факультета (русского и коми-пермяцкого отделения.) - русские и коми-пермяки. Предметом исследования послужили авто- и гетеростереотипы русских и коми-пермяков по отношению к своему этносу и этносам представителей дальнего и ближнего зарубежья. В соответствии с целью исследования были сформулированы следующие задачи: 1) исследовать особенности типов культур, к которым относят себя респонденты; 2) изучить и сравнить уровни принятия респондентами представителей своей и других национальностей; 3) исследовать и сравнить эмоционально-оценочный компонент авто - и гетеростереотипов респондентов. Наше исследование опиралось на методики: «Тест культурно-ценностных ориентаций», «Шкала социальной дистанции» (Л.Г. Почебут), «Диагностический тест отношений» Г.У. Кцоева-Солдатова». В процессе исследования получены следующие результаты: У русских респондентов по шкале социальной дистанции была выявлена наибольшая степень приемлемости по отношению к англичанам (30% опрошенных принимают их как близких родственников посредством брака), украинцам (50% опрошенных хотели бы видеть их среди личных друзей), татарам и коми-пермякам (40% принимают их как личных друзей), французам (35% также выбрали их как личных друзей) и немцам (40% принимают их как коллег по работе). Меньшая степень приемлемости со стороны русских проявляется по отношению к афроамериканцам, китайцам, вьетнамцам, эстонцам, армянам и чеченцам. Коми-пермяки проявляют минимальную социальную дистанцию по отношению к русским (60% опрошенных принимают их как близких родственников посредством брака), американцам (30% также выбирают их как близких родственников посредством брака), итальянцам, украинцам (35% принимают их как личных друзей), англичан (30% выбирают их как личных друзей). В отношении других рассматриваемых национальностей со стороны коми-пермяков наблюдается достаточно большая социальная дистанция: она выражается в принятии иноэтнических представителей только как граждан своей страны, лишь как туристов (именно такое принятие коми-пермяки демонстрируют, например, по отношению к вьетнамцам, китайцам, японцам, грузинам), в желании не видеть в своей стране вообще (например чеченцев). Показательно, что коми-пермяки желали бы видеть как близких родственников прежде всего русских, в то время как среди опрошенных русских такое желание высказал только один человек. Со стороны коми-пермяков отношение к русским намного позитивней и социальная дистанция минимальна, в отличие от отношения русских к коми-пермякам. Автостереотип русских включает такие качества, как общительность, любознательность, веселость, остроумность, находчивость, смелость, непринужденность, осторожность. Также респонденты считают, что типичному русскому присущи излишнее упрямство, вспыльчивость, легкомысленность, беззаботность, безрассудство и желание лезть в чужие дела. Автостереотип коми-пермяков включает такие качества, как сдержанность, чувствительность, любезность, веселость, трусливость, излишнюю покладистость, бесхарактерность. Вместе с тем, респонденты считают, что коми-пермякам менее всех других национальностей присущи лесть, жадность и лицемерие. В гетеростереотипах русских и коми-пермяков проявляются и сходство, и различие: Наиболее темпераментны для русских и коми-пермяков грузины, армяне, чеченцы, итальянцы. В отличие от русских, коми-пермяки считают очень темпераментными американцев. Русские и коми-пермяки считают очень экономными евреев и немцев. В отличие от коми-пермяков русские называют евреев и немцев не просто экономными, но и самыми жадными. Для русских наиболее льстивы, лицемерны, бесхарактерны, хитры евреи. Для коми-пермяков евреи не являются такими льстивыми и лицемерными, а бесхарактерность, с их точки зрения, в меньшей степени присуща евреям. Наиболее трусливы и бесхарактерны для русских эстонцы. По мнению коми-пермяков, эти качества в меньшей степени присущи эстонцам. Коми-пермяки назвали самыми бесхарактерными американцев, а самыми трусливыми казахов. И для русских, и для коми-пермяков наиболее тактичными, пунктуальными, педантичными являются немцы и англичане. В отличие от коми-пермяков, русские называют очень тактичными еще и японцев. Японцев русские считают также наиболее покладистыми и самыми непринужденными. Для коми-пермяков же самые непринужденные - американцы и французы. Обе группы респондентов считают чеченцев самыми упрямыми, наглыми, грубыми, нервными и отмечают, что они лезут в чужие дела. Для коми-пермяков наиболее легкомысленны французы и татары, а для русских – они сами и американцы. Наиболее веселыми коми-пермяки называют себя, русских, итальянцев и украинцев, русские придерживаются такого же мнения, только не указывают среди самых веселых коми-пермяков и т.д. Также мы заметили, что автостереотип русских совпадает с гетеростереотипом о них коми-пермяков. Так, и русские, и коми-пермяки считают самыми общительными, любознательными, остроумными русских. Те в свою очередь приписывают коми-пермякам такое качество, как бесхарактерность, что совпадает с мнением о себе коми-пермяков. Таким образом, качественный анализ результатов исследования показал, что автостереотипы русских и коми-пермяков отличаются по характеру приписываемых своему этносу качеств, что объясняется различием в менталитетах. При этом наблюдается совпадение автостереотипов русских с гетеростереотипами о них коми-пермяков, и наоборот. Это явление связано с ассимиляцией коми-пермяков в среде русских. Об этом же свидетельствует наличие у русских и коми-пермяков сходств в гетеростереотипах (стереотипах о других национальностях). В целом же наша гипотеза о различном отношении русских и коми-пермяков к другим национальностям подтвердилась: коми-пермяки и русские приписывают представителям других национальностей разные качества, отмечают различную степень выраженности этих качеств.

    Категория: Интересно каждому | Добавил: Admin (13.04.2010)
    Просмотров: 5531 | Рейтинг: 0.0/0 |
    Дополнительный материал для Вас от сайта englishschool12.ru

    Музланова Е.С. Английский язык. ЕГЭ-2009...
    Скороговорки на английском языке
    Английская песня в обучении английскому ...

    Magazines 
    Nathaniel Hawthorne 
    Wolfgang Mozart 

    Учитель английского языка!
    Контрольный срез по английскому языку 5 ...
    Насколько необходим экономический англий...

    ПРОБЛЕМЫ ПЕРЕВОДА С НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА НА ... 
    The_Langoliers 
    FUN FACTS 

    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Welcome
    Меню сайта
    Info
    Видео
    englishschool12.ru
    Info

    Сайт создан для образовательных целей
    АНГЛИЙСКАЯ ШКОЛА © 2019
    support@englishschool12.ru

    +12
    Все права защищены
    Копирование материалов возможно только при разрешении администратора сайта