ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ КОММУНИКАТИВНЫХ СТРАТЕГИЙ В ПРЕДВЫБОРНОМ ДИСКУРСЕ
1. Многочисленные исследования речевого общения, в том числе
и в рамках персуазивного дискурса, подтверждают, на наш взгляд, предположение о
том, что «речевая коммуникация – это стратегический процесс, базисом для него
является выбор оптимальных языковых ресурсов» [Иссерс 2008: 10]. В монографии
«Метафорическая мозаика в современной политической коммуникации» А.П. Чудинов
рассматривает коммуникативную стратегию как «планирование в максимально
обобщенном виде», коммуникативную тактику – как «конкретные способы реализации
стратегии» [Чудинов 2003: 48]. О.Л. Михалёва под коммуникативной стратегией
понимает «план оптимальной реализации коммуникативных намерений, учитывающий
объективные и субъективные факторы и условия, в которых протекает акт
коммуникации и которые, в свою очередь, обусловливают не только внешнюю и
внутреннюю структуру текста, но и использование определенных языковых средств»
[Михалёва 2009: 45]. Для реализации выбранной коммуникативной стратегии используется
определенный набор тактик, или конкретных этапов, предопределенных «интенцией
говорящего», эксплицированных «совокупностью приемов, обусловливающих
применение языковых средств» [ibid.]. О.Н. Паршина считает, что при рассмотрении
причин, предопределяющих выбор коммуникантом речевых стратегий, следует
учитывать конечную цель коммуникации, которую ученый понимает как
«прогнозируемое искомое, как представление о результате, который должен быть
достигнут по отношению к адресату» [Паршина 2007: 11].
2. Для изучения особенностей реализации коммуникативных стратегий в
политическом дискурсе на основе методики случайной выборки нами было выделено
по три текста предвыборных выступлений кандидата на пост президента нашей страны
от партии «Единая Россия» Д.А. Медведева и кандидата на пост президента США от
демократической партии Б.Х. Обамы. Все речи были произнесены коммуникантами во
время президентских кампаний 2008 года, что свидетельствует о единстве
тематической направленности отобранных текстов и идентичности коммуникативных
интенций политиков. В настоящей работе мы опираемся на предлагаемую О.Н.
Паршиной систему классификации коммуникативных стратегий и тактик, как наиболее
релевантную целям нашего исследования.
3. Проанализировав тексты выступлений, мы обнаружили, что к числу
наиболее частотных коммуникативных тактик, представленных в текстах выступлений
российского политика, относятся: тактика отождествления, тактика солидаризации
с адресатом, обеспечивающие реализацию стратегии
самопрезентации; тактика признания существования проблемы, тактика акцентирования
положительной информации, тактика разъяснения, тактика рассмотрения проблемы
под новым углом зрения, тактика указания на путь решения проблемы, являющиеся
специализированными в использовании коммуникантами информационно-интерпретационной
стратегии; тактика единения, тактика обращения к эмоциям адресата, тактика
учета ценностных ориентиров адресата являются специфическими способами реализации
стратегии формирования эмоционального настроя адресата (по мнению
автора, коммуникативная стратегия формирования эмоционального настроя адресата,
так же, как и информационно-интерпретационная стратегия, относятся к стратегиям удержания власти); тактика
контрастивного (сопоставительного) анализа и тактика указания на перспективу
реализуют аргументативную стратегию, которая рассматривается как стратегия убеждения адресата.
4. В текстах предвыборных выступлений Б.Х.Обамы нами выявлены речевые
маркеры реализации следующих стратегий и тактик: тактики отождествления,
тактики солидаризации с адресатом, тактики оппозиционирования (стратегия самопрезентации); тактик,
являющихся специализированными в использовании коммуникантами стратегии
дискредитации и нападения – тактики обвинения, тактики оскорбления;
демагогических приемов и манипулятивных тактик, составляющих содержание манипулятивной
стратегии; тактики оспоривания, тактики критики (специализированных в
реализации стратегии самозащиты). В соответствии с рассматриваемой
системой классификации речевых стратегий и тактик, стратегию дискредитации и
нападения, стратегию самозащиты и манипулятивную стратегию следует
рассматривать как стратегии борьбы за
власть. Специализированные тактики, обеспечивающие реализацию информационно-интерпретационной
стратегии и стратегии формирования эмоционального настроя адресата (стратегии удержания власти)
представлены в полном объеме. Для реализации стратегии убеждения адресата Б.Х. Обама использует как тактики
контрастивного (сопоставительного) анализа и тактики указания на перспективу,
реализующие аргументативную стратегию, так и тактику обещания и призыва,
характерные для агитационной стратегии.
5.
Выделив и сопоставив комплекс коммуникативных стратегий и тактик,
использованных политиками в рамках дискурса кампании по выборам президента в
США и России, мы можем проследить как общие тенденции в планировании коммуникативных
намерений, так и специфические особенности организации исследуемых дискурсов.
Наряду с речевыми стратегиями, выбор которых кажется ожидаемым (учитывая
конечную цель коммуникации и условия, в которых были осуществлены исследуемые
коммуникативные акты), мы обнаружили и тот факт, что, баллотируясь на пост
президента, оба коммуниканта используют стратегии удержания власти, причем в
арсенале стратегий и тактик, реализованных будущим президентом России (в
отличие от американского кандидата), речевых маркеров стратегий борьбы за
власть не выявлено. Подобный выбор объясняется, на наш взгляд, дискурсивными
особенностями президентских кампаний и может рассматриваться как обладающий
манипулятивным потенциалом имплицитный прием «демонстрации силы»,
способствующий достижению прогнозируемого результата.