Выяснив в предыдущей статье[1] сюжетно-структурные
и архитектонические особенности современной поэмы, мы логично подходим к
вопросу об общих принципах построения сюжета, к вопросу о формах, то есть о
стиле самого сюжета. Будучи в каждой конкретной поэме неповторимо индивидуально
своеобразным — как выражение конкретной коллизии поэта[2],
сюжет современной поэмы являет некоторые типологические особенности, зависящие
от видовой категории поэмы, от совокупности ее жанрообразующих компонентов[3]: специфический
объект отражения (для поэмы это важные закономерности эпохи); доминирующее
родовое начало (для современной поэмы — лирическое); господствующий
идейно-эстетический пафос (для современной поэмы — героико-философский).
А. Т. Васильковский указывает, что «и сюжет, и характер в
каждом из жанров предстают в особой конструкции, или композиции». Значит,
выясняя сюжетно-стилевую типологию, мы должны отвечать на вопрос: какого стиля
сюжет? (а не на вопрос: каков стиль поэмы вообще или конкретно стиль языка).
Легко убедиться, что современная поэма характеризуется
множественностью форм образа, которые сливаются в синтетический образ,
выражающий эстетический идеал автора. Так, например, в поэме Ю. Марцинкявичюса
«Стена» имеется объективированный характер (Марцеле, Адомас), символ (Стена,
Динозавр), лирический герой (голос автора); в поэме грузинского поэта Отара
Чиладзе «Поэма любви» — мифологический образ (Евридика, Орфей, Харон) и
лирический герой (монолог автора); в поэме А. Вознесенского «Лед-69» —
лирический характер, объективированный характер (Светлана), символ (Катерина,
школьница, Холодильник спецльда); в поэме Б. Саулитиса (128) «Эшелоны идут
ночью» — коллективный герой (латышские красные стрелки) и лирический герой.
В зависимости от способа построения отдельного образа или его
частей, от соотнесения образов поэмы сюжет в целом и в отдельных частях имеет
тот или иной характер. Другими словами — сюжет современной поэмы не однороден.
Количество форм образа и характер их связи определяют
качество и образов, и сюжета, то есть характер сюжетных ситуаций: их
жизнеподобие или фантастичность, — использование фактов, колорита, философских
обобщений, монолога поэта.
Тот или иной тип сюжета не детерминирован жанром поэмы:
героическая, философская, трагическая, комическая, сатирическая, публицистическая
и даже историческая поэма могут быть построены по одному принципу
сюжетосложения. В статье речь идет не о жанрово-стилевых признаках, зависящих
от пафоса поэта, а о стиле построения сюжета, то есть рассматриваются связь и
соотношения сюжетных приемов, которые служат для построения форм образа поэмы:
объективированного или лирического характера, символа, коллективного героя (а
также входящих в состав этого образа компонентов).
В основе повествовательной части сюжета философской поэмы Ю.
Марцинкявичюса «Стена» (1965) — конфликтные ситуации Марцеле и окружающей
среды. Эти ситуации при помощи символов Стены и Динозавра расширены до картин
эпохи, хотя действие поэмы не выходит за пределы замкнутого двора и одной улицы
города. При помощи символов как будто весь мир входит в этот двор и его законы
воплощаются в судьбе героини. Марцеле борется не просто с чудовищем на каменной
стене, но с тем ужасом, который в двух мировых войнах лишил ее самого дорогого
— мужа и сына. Одновременно это становится общечеловеческой проблемой —
цикличность трагического в жизни человека. Динозавр символизирует страх Марцеле
и одновременно пока еще страшное в человечестве. Этот условный образ
органически вплетается в бытовые сюжетные ситуации потому, что он насыщен
реальным жизненным содержанием и в значительной степени является отражением
духовного мира Марцеле, ее внутренних противоречий, как это показано в
трехкратной встрече (детская боязнь неизвестного, борьба со страшным
непонятным, победа над своим страхом, над ужасным для человека).
Многое поясняет авторский комментарий, возводящий
индивидуальное к обобщенному: «И ты убить не в силах Динозавра, Поскольку он
равно живет во всех[4]. Страшное
конкрети(129)зируется и как нашествие фашизма («Все спали — И вышел он»), и как
страх и отчаяние отдельного человека («...огромный мир Привиделся Убежищем
огромным, В котором обитает Динозавр, Где дух его царит, Его идея»).
Реальное, жизнеподобное действие: Марцеле колотит Стену
кулаками, царапает ее, — включенное в символическое изображение, приобретает
художественно условный смысл, мотивируется воздействием унаследованных с
детства мифологических представлений в минуту помрачения разума. Подобным
образом — предсмертной галлюцинацией — мотивировано и падение Динозавра на
колени перед Марцеле. Но художественный смысл столкновения «символа» с
«реальным человеком» чрезвычайно значителен: оно символизирует победу человека
над ужасным.
Отдельный случай выступает как «первая ступень» к всеобщей
победе, залог оптимистической перспективы. Так повествовательный сюжет
благодаря символическим ситуациям решает проблему борьбы сил веры и неверия в
человека в современном мире.
В меняющемся облике Динозавра выражается характер
«органического символа» (Райнис) современной поэмы. Художественный символ (гротеск,
мифологическая параллель) заключает в себе богатое жизненное содержание,
жизнеподобие, в отличие от условных знаков, используемых в логических,
нехудожественных текстах. Но трактовать каждую условную сюжетную ситуацию
символически было бы вульгаризацией искусства: так, например, нельзя
рассматривать царапанье Стены как борьбу Марцеле против первой мировой войны, —
символически можно трактовать только отношения персонажей в целом.
Таким образом, сюжетные переходы от реального («форм жизни»)
к фантастическому мотивированы психологически: утверждением непрерывного
существования конфликта и в духовной сфере человека, в его мыслях, — что тоже
является «формой жизни», правда, внешне не видимой, но для искусства не менее
важной и реальной, чем внешний мир.
Духовными коллизиями героя и автора определяются многие
метаморфозы сюжета современной поэмы, часто весьма сложные и якобы
малооправданные, поскольку поэт прямо не указывает: здесь мы вглядимся во
внутренний мир человека.
В основе сюжета современной поэмы — движущейся коллизии
автора — значительные, острые конфликты эпохи; он выражает существенные
столкновения нравственных принципов.
Для советской, а также прогрессивной зарубежной литературы
сегодня характерна героическая концепция человека — ге(130)роя поэмы,
независимо от конкретной формы конфликта, будь то социальный, классовый,
трудовой, бытовой, любовный или иной. Эта концепция утверждает высокую
гуманистическую идейность литературы социалистического реализма, ее роль в
современной идеологической борьбе. И «Стена», и многие рассматриваемые далее
поэмы, имеющие философское содержание, выражают его через трагический пафос и в
жанровом отношении могут быть определены как одновременно и философские, и трагедийные.
Но тем не менее в них выражена героическая концепция человека.
В сюжетно-стилевом отношении разнообразна и сложна
философско-трагедийная поэма А. Вознесенского «Лед-69» (1972). В первых четырех
строфах — в четырех поэтических образах — перед нами предстают: антарктическая
метеостанция, обледеневшая планета, «холодильник спецльда», — которые связывает
общий «знаменатель» — лед, выражающий что-то нехорошее для человечества («над
планетою, гудя... растут ледовые года»). Таким образом, уже в начале поэмы
автор придает образу льда символическое значение.
В последующих двух главах — «Льдина первая» и «Льдина
вторая» — даны два самостоятельных образа: образ ледяной горы над планетой и
образ замерзшей девушки-студентки. Эти образы связаны тем же «знаменателем» —
льдом.
Сюжет первой главы поэмы — коллаж ледовых годов, не
связанных ни хронологически, ни причинно:
Коллаж основывается на ассоциациях и относится к
ассоциативному типу сюжета. Авторская экспрессия здесь не вырастает до
осмысления, отношение автора выражено в очень хрупких, но эмоционально насыщенных
деталях.
Эта часть сюжета неотделима от сюжета второй главы поэмы —
от повествовательного сюжета, в котором всесторонне вырисован образ Светланы:
красочно, колоритно, психологически глубоко. Роль этого образа — оживить,
сделать эмоционально наполненным пунктирно очерченный в первой главе (131)
образ «ледовых годов» (о некоторых из них идет речь и во второй главе). Этот
обогащенный образ, в свою очередь, углубляет эмоциональную насыщенность мысли
об утрате гуманистических начал в процессе исторического развития.
В поэме даются и три символа: экскурсия по холодильнику
спецльда, явление «мессиански и судейски» двадцатилетней студентки и полет над
землей школьницы — «новой жизни радужного пузыря».
Роль символов — сделать образ Светланы-Катерины обобщенным,
выражающим авторский идеал гуманизма, воплощенный в характере и мечтах этой
замечательной девушки, продолжение которой он хочет видеть в «этом детстве
обособленном» — в облике школьницы, завершающем поэму.
Сюжет поэмы Вознесенского, как и сюжет «Стены», насыщен
авторским осмыслением, его воспеванием красоты людских отношений и отрицанием в
них мерзкого, антигуманного. Эта лирико-экспрессивная часть сюжета менее всего
поддается «выделению и рассмотрению», но именно она является стержнем сюжета
поэмы. Например, повествовательный сюжет о Светлане-Катерине имеет три вводные
строфы, а дальше о судьбе девушки говорится в форме сухих сообщений — всего в
двенадцати строках и фрагменте из ее сочинения; остальной текст — около шести
страниц — лирико-экспрессивная часть сюжета.
Символика философской поэмы О. Вациетиса «Концерт для рояля»
(1971) — сложна и многогранна.
В увертюре выражена проблематика поэмы. Конкретные детали
указывают на содержание символа: пианист играет не романс или колыбельную, но
жизненный путь человека и человечества; уже в первых пассажах звучит
«черно-белая вечность», «черно-белая жизнь», «черно-белая тленность».
Человечество всегда остается на реальной земле — основе жизни; ее всегда надо
будет улучшать, совершенствовать, делать «белой» («белый дом», «белая соль»,
«белая земля», «белый каравай хлеба»).
Сюжет развивается ассоциативно. Коллизия между действительностью
и идеалом охватывает сферы труда, быта, любви, социальных и глобальных
отношений людей, искусства. В сюжете нет повествовательных элементов, всё 203
строки — непрерывная экспрессия.
Основными символами являются белая гамма (гармония) и «черно-белый
клоун» (дисгармония). Белое как зерно этичности, жизненной силы, гармонии
всегда подвержено расщеплению на спектр различных цветов. Черно-белая
дисгармония — это и деление людей -на первых и последних, это и (132)
катаклизмы войн и реакции. По сравнению с рассмотренными поэмами Ю.
Марцинкявичюса и А. Вознесенского в поэме О. Вациетиса отчетливее
охарактеризовано бесплодное, но тем не менее ужасное зло уходящих общественных
сил: «И почему ты не свой, а чужой для этой земли и для меня? Жги землю и меня,
как Нерон Рим когда-то, —- тепла ты не добьешься: Рим сгорит, и ты останешься с
пустыми руками»[6]. (Здесь и далее
подстрочный перевод мой. — В. К.)
Автор раскрывает противоречия и в белом — в положительных
силах истории, — как недостаточную активность борьбы и объединения сил: «Как
сладка эта даль между белым и белым!» «Как далека эта даль между белым и
белым!» Но жизнь человечья от белой ребячьей головки до белой седины — рукой
подать: «Как перышко мало это расстояние между белым и белым!», то есть в смысле
временном.
Символика поэмы говорит о развитии человечества через тяжкие
противоречия — к нёантагонистическому обществу. Прогрессивное искусство
осознает этот процесс и борется за него, отдавая все свои силы: «И встал
пианист со своего кресла. С сосулек пальцев капает душа, глаза полны пепла».
Таким образом, экспрессия поэта, ассоциативно создавая
поэтические образы, при помощи повторов, кульминаций объединяет их в
целенаправленные символы. В общем они жизнеподобны, поскольку в деталях
насыщены богатым жизненным содержанием, раскрывая многосторонние человеческие
отношения.
Такой тип сюжета можно назвать символическим.
Сюжетные стилевые типы: повествовательный, ассоциативный,
символический, — могут образовывать новое качество сюжета — двуплановость. Эта категория
характеризует архитектонику некоторых частей поэм, но двуплановость может быть
выдержана настолько последовательно, что становится сюжетообразующим принципом.
Двуплановость сюжета современной поэмы может основываться на самых различных
параллелях: это жизненное событие и его осмысление, современная жизнь и
история, жизнь и животный мир, жизнь и фантазия и т. д.
Двуплановым является сюжет философской поэмы В. Людена
«Рожь» (1970). Одна параллель — повествовательный сюжет о процессе производства
ржи: от зерна — через посев, рост, жатву, молотьбу, помол, выпечку — до хлеба;
другая — переплетенная с ним лирическая экспрессия размышлений о жизни, труде,
этике, культуре человека и народа. (133)
Почти в каждом четверостиший параллельные микрообразы создают
поэтический образ — афоризм:
Закончив один круг повествовательно-символической параллели,
поэт начинает новый круг с основного образа ржи. Он — «знаменатель» в этой
поэме, подобно льду в поэме Вознесенского: «Мысли — вы те же зерна, не жаль вас
отдать; зерно рождает зерно, пока не накормят всех»[8].
Далее развернутые вариации о бодрствовании зерна под снегом, о зимовке
развивают мысль о вечно деятельном разуме, о неустанном труде человека.
Весовщик судеб со столетней и тысячелетней гирями в
последней части поэмы переносит сюжет в чисто символический план — ведь такими
гирями измеряется ценность жизни поколений и целого народа.
Таким образом, линия человеческой жизни в сюжете строится по
принципу ассоциаций с «жизнью ржи», переплетаясь с ней в каждой строфе, в
каждом образе.
Двуплановость сюжета еще более широко развернутыми
параллелями представлена в поэмах грузинского поэта Отара Чиладзе «Поэма любви»
(1962) и «Цирк» (1963).
В сюжетосложении первой поэмы использована мифологическая
параллель. Изображая любовную коллизию от первого лица, поэт мотивирует
драматичность, сложность и долговечность любовных чувств людей показом того,
как это уже было тысячи лет тому назад.
В философской поэме «Цирк» параллель с цирковым
представлением подчеркивает движение любовных чувств лирического героя, их
взлет и падение. Эти параллели взаимно переплетаются и не существуют одна без
другой, даже тогда, когда повествование совершенно уходит от цирковой
атрибутики и полет под куполом становится самостоятельным полетом любов(134)ных
чувств: мысленно взирая из далеких кругов полета на возлюбленную и боясь своим
признанием пасть и больно удариться, герой напоминает клоуна: у человека от
глубоких любовных переживаний рана остается навсегда, и в жизни он ее скрывает,
подобно клоуну, подобно циркачу.
Поэт прославляет возвышенное в человеке, то, что не
позволяет ему поступать по законам цирковой клоунады.
Двуплановый сюжет, с опущенным, но мысленно
восстанавливаемым одним планом изображения, содержит поэма Мариса Чаклайса
«Конь в янтаре» (1968). Сюжет изображенного плана построен ассоциативно: таким
способом рисуется «судьба коня» в современных условиях, но при этом в воображении
читателя возникают ассоциации и с судьбой человека. Конь становится символом
человека (что, конечно, не лишает самостоятельного значения проблему вымирания
лошадей, раскрытую в поэме).
Содержание поэмы, представляемое по аналогии, выражено
символическим сюжетом, в реалиях которого и в помине нет «судьбы человека»
(человек в поэме выступает в отрицательной роли — как виновник вымирания
лошадей).
Символический сюжет с опущенным одним планом образует и
лирическую поэму греческого поэта Янниса Рицоса «Лунная соната» (1956). Здесь в
конкретно-чувственном плане изображены переживания старой женщины, которая,
будучи умной, красивой и творческой личностью, создала духовные ценности, но
сама не обрела счастья и душевного покоя. Привязанность к юноше, представляющему
идеалы трудового класса, символизирует, что в лице женщины воплощена «гибель
целой эпохи». Эта мысль в сложнейших личных переживаниях женщины высказана
всего в нескольких строках, но заставляет представить вторую, опущенную
сюжетную линию, линию общественной коллизии:
Мне надо и город увидеть — нет, нет, не луну, —
город мозолистых рук, город труда и борьбы,
город, который клянется хлебом и кулаком,
город, который тащит нас всех на своем горбу...[9]
Символическое сюжетосложение «Коня в янтаре» и «Лунной
сонаты» — продолжение традиции блоковского «Соловьиного сада», где
повествовательно-экспрессивный сюжет любовной коллизии одновременно выражает
внутренние противоречия (135) интеллигента, перипетии социально-политической
жизни эпохи, предметно совершенно не показанной в поэме.
* * *
Сюжетообразующие принципы современной поэмы типологически
едины. Рассмотрев поэмы представителей пяти национальных литератур, мы
убедились, что их авторами использованы элементы повествовательного,
ассоциативного и двупланового (с вариациями: переплетенная двуплановость,
параллельная двуплановость, символ) способов сюжетосложения. (136)
[1]Кикан В. П. Сюжетно-стилевое
своеобразие современной поэмы. 1. Структура, сюжет, архитектоника. — В кн.:
Вопросы сюжетосложения, 4. Рига, «Звайгзне», 1976, с. 91—103.
[3]
Об этом см. Васильковский А. Т.
Жанровый анализ литературного произведения. — В кн.: Проблемы литературных
жанров. Материалы второй научной межвузовской конференции. 30/1Х—4/Х 1975 г.
Томск, 1975, с. 6.
[4]Марцинкявичюс Юстинас. Стена. Поэма
города. Вильнюс, 1968, с. 112.