Эту статью мне прислал мой знакомый, который решил http://kinosbornik.net, но не знал, как бы это сделать. Сейчас у него появилась такая возможность, и он рад, что нашел способ осуществить свою мечту. Процедура и последовательность проведения методического анализа учебного материала технических дисциплин следующие: - подбор учебного материала; - структурно-логический анализ учебного материала; - методическая редукция учебного материала; - определение состава предметно-познавательных действий
учащихся; - выбор средств, методов и форм обучения; - конкретизация обучающей и когнитивной целей; - рефлексия методической деятельности. Подбор учебного материала. Учебная информация (учебники по предметам, учебные пособия, технические описания, инструкции, научные статьи, справочная литература и т.п.) является важнейшим фактором, влияющим на проведение методического анализа. Сложности осуществления анализа содержания учебного материала состоят в следующем. 1. Отсутствие учебников по многим учебным дисциплинам,
вводимым в новые учебные планы (технических лицеев и коллед
жей). Это приводит к тому, что преподавателю приходится отби
рать и структурировать учебный материал из рекомендуемых учеб
ников для техникумов и вузов. Известно, что уровень теоретиче
ского обобщения и степень абстракции предъявляемого учебного
материала в них не соответствуют уровню обученности учащихся,
психологическим и возрастным закономерностям усвоения учеб
ной информации. В подобных ситуациях преподаватель должен
переработать, трансформировать содержание вводимых понятий
и адаптировать его к познавательным возможностям учащихся. 2. Недостаточная полнота учебной информации по отдельным
темам в рекомендуемых учебниках. В такой ситуации деятельность
педагога профессионального обучения по анализу учебного мате
риала связана с поиском этой информации в различных техни
ческих документах, журналах, специальной литературе и других
источниках; отбором содержания формируемых понятий, ее пе
реработкой и представлением в форму, доступную для усвоения
учащимися. 3. Отсутствие единого учебника для учебных заведений началь
ного профессионального образования по целому ряду специаль
ных дисциплин, что ставит преподавателей в ситуацию конструи
рования содержания урока из трех-пяти рекомендуемых по про
грамме учебников. Нельзя не отметить еще одну причину, которая связана с особенностями содержания современных технических дисциплин (например, системотехникой, эргономикой, дизайном систем и др.): в них нет ориентации на какую-либо одну базовую научную дисциплину. Поэтому содержание этих дисциплин объединяет и интегрирует факты теории, методы технических и естественно-научных областей знаний. Указанные специфические черты современного научно-технического знания проецируются на конкретные учебные предметы, что порождает определенные трудности в дидактической и методической переработке содержания учебного материала в соответствующих учебниках. Резюмируя вышеизложенное, можно сказать, что результатом отбора содержания учебного материала по предмету является выбор педагогом конкретного учебника (учебников) или иной информации для представления учебного материала к уроку.
|