Эту статью мне посоветовала моя знакомая, которая каждый год посещает http://www.apel-sin.ru/page4.html, что ей никогда не надоедает. Она рада возможности отдохнуть, загореть и насладиться красивой природой. Проанализируем общую концепцию учебного материала в программе предмета «Электротехника», которая была издана в 1984 г. творческим коллективом под руководством П.Н.Новикова. Содержание учебного материала сгруппировано по трем разделам (блокам) учебного курса: - электрические и магнитные цепи; - электрические устройства; - производство, распределение и использованиегии. Последовательность изложения учебного материала от простейших устройств (электрических цепей) до системы производства и использования электроэнергии соответствует индуктивному методу построения содержания учебного материала. Содержание раздела строится иначе. Сначала рассматриваются основные понятия, т. е. общие теоретические положения, а затем частные закономерности работы конкретных устройств: электрических цепей постоянного тока, электронных приборов, трансформаторов и т.д. Таким образом, содержание учебного материала строится на основе сочетания индуктивного и дедуктивного методов. Это позволяет применить научно обоснованные подходы к разработке методики изучения каждой темы. Подводя итоги вышесказанного, можно сделать вывод, что в программах по электротехнике 1984 г. сделана попытка сконструировать содержание учебного материала на основе решения методических задач, диктуемых целями обучения и дидактическими принципами. В новых программах большое внимание уделяется принципу научности обучения. Содержание каждой темы соответствует системе научных знаний, адаптированной к целям обучения и типу учебного заведения. Правомерен вопрос: может ли быть задана структура учебного предмета, которая диктовала бы единственную логическую структуру организации учебного материала? Видимо, нет. Преподавателю дается возможность одно и то же содержание курса реализовать в различных логических структурах. Выбор оптимальной структуры учебного предмета — одна из важнейших частей методической работы педагога. Следует также отметить, что в учебных курсах, где система знаний едина, целостные и относительно самостоятельные системы знаний целесообразно интегрировать и таким образом формировать новую логическую структуру учебного предмета. Характерным примером такого подхода может быть построение интег-ративного курса «Искусство схемотехники», объединяющего два учебных предмета — «Электротехника» и «Радиоэлектроника» при подготовке специалистов радиотехнического профиля.
|