Эту статью мне прислал мой знакомый, у которого сын собирался поступать и разузнал все про http://www.rgsu.net, из которых он отобрал самые лучшие и подавал заявления именно в них. Теперь он студент престижного вуза и очень этому рад. Под структурно-логическим анализом понимаются выделение элементов знаний (учебных элементов), их классификация, а также установление связей и отношений между ними. Учебный элемент — понятие, обозначающее техническое устройство, явление, физический процесс, закон и т.д. При этом способы выражения информации (формула закона или график зависимости) не считаются учебными элементами. Например, понятия «электрический потенциал», «электродвижущая сила источника», «внутреннее сопротивление», «сопротивление нагрузки», «сила тока», входящие в обобщенный закон Ома, могут быть приняты за учебный элемент, а формула I=φ2-φ1±E R1+R2 и потенциальная диаграмма электрической ветви к учебным элементам не относятся. Классификация учебных элементов проводится по нескольким основаниям. Например, выделяются опорные и новые понятия. К опорным относятся понятия, на основе которых формируются новые знания, приемы умственной и практической деятельности учащихся. На уроках по техническим дисциплинам в качестве опорных выступают понятия, изучаемые в физике и математике. К новым относятся понятия, впервые формируемые на уроке. Следующее основание для классификации — это уровни сформированности понятий. Возможна четырехуровневая система (по В.П.Беспалько): знакомство — воспроизведение — умение — трансформация (сокращенно: 3 — В — У — Т). Для изучения технических и технологических дисциплин можно рекомендовать следующие определения. Знакомство — уровень усвоения вспомогательных понятий, которые учащийся должен узнавать, уметь классифицировать, а также знать их определения и назначение. В любой технической дисциплине есть локальная система понятий, представляющая частные случаи работы и режимы функционирования объектов технической практики. Например, в электротехнике это параметры электрических цепей с несинусоидальными токами и напряжением, режим параллельной работы трансформаторов и т.д. Воспроизведение — уровень понятий, которые используются для объяснения сущностных характеристик и конструкций технических объектов и принципов их действия (понятий, описывающих геометрические свойства электрической цепи, конструкции электрических аппаратов, электрических машин и др.). Понятия указанного уровня используются для определения методики решения типовых задач, алгоритм решения которых выводится из применения известных формул. Умение — уровень понятий, используемых для анализа физических явлений и процессов в технических устройствах. Понятия, формируемые на данном уровне, используются в изучении учебных дисциплин, связанных межпредметными связями. Таким образом, этот уровень формирования позволяет осуществлять перенос понятий из одной системы понятий в другую. Трансформация — уровень понятий, изучаемых и применяемых для решения задач творческого характера. Методическая редукция. Это отдельный прием или совокупность приемов, применяемых для трансформации содержания учебного материала или отдельного понятия в форму, удобную для его усвоения учащимися. К ним относятся: лингвистическая трансформация учебного материала; вербальность и метафоричность формулировок; элиминация менее важных аспектов из содержания учебного материала; мнемотехника; операциональные определения технических понятий; остенсивные определения
|