Теоретические
методы-операции имеют широкое поле применения, как в научном исследовании, так
и в практической деятельности.
Теоретические
методы – операции определяются (рассматриваются) по основным мыслительным
операциям, которыми являются: анализ и синтез, сравнение, абстрагирование и
конкретизация, обобщение, формализация, индукция и дедукция, идеализация,
аналогия, моделирование, мысленный эксперимент.
Анализ– это
разложение исследуемого целого на части, выделение отдельных признаков и
качеств явления, процесса или отношений явлений, процессов. Процедуры анализа
входят органической составной частью во всякое научное исследование и обычно
образуют его первую фазу, когда исследователь переходит от нерасчлененного
описания изучаемого объекта к выявлению его строения, состава, его свойств и
признаков.
Одно
и то же явление, процесс можно анализировать во многих аспектах. Всесторонний
анализ явления позволяет глубже рассмотреть его.
Синтез–
соединение различных элементов, сторон предмета в единое целое (систему).
Синтез – не простое суммирование, а смысловое соединение. Если просто соединить
явления, между ними не возникнет системы связей, образуется лишь хаотическое
накопление отдельных фактов. Синтез противоположен анализу, с которым он неразрывно
связан. Синтез как познавательная операция выступает в различных функциях
теоретического исследования. Любой процесс образования понятий основывается на
единстве процессов анализа и синтеза. Эмпирические данные, получаемые в том или
ином исследовании, синтезируются при их теоретическом обобщении. В
теоретическом научном знании синтез выступает в функции взаимосвязи теорий,
относящихся к одной предметной области, а также в функции объединения
конкурирующих теорий (например, синтез корпускулярных и волновых представлений
в физике).
Существенную
роль синтез играет и в эмпирическом исследовании.
Анализ
и синтез тесно связаны между собой. Если у исследователя сильнее развита
способность к анализу, может возникнуть опасность того, что он не сумеет найти
места деталям в явлении как едином целом. Относительное же преобладание синтеза
приводит к поверхностности, к тому, что не будут замечены существенные для
исследования детали, которые могут иметь большое значение для понимания явления
как единого целого.
Сравнение– это
познавательная операция, лежащая в основе суждений о сходстве или различии
объектов. С помощью сравнения выявляются количественные и качественные
характеристики объектов, осуществляется их классификация, упорядочение и
оценка. Сравнение – это сопоставление одного с другим. При этом важную роль играют
основания, или признаки сравнения, которые определяют возможные отношения между
объектами.
Сравнение
имеет смысл только в совокупности однородных объектов, образующих класс.
Сравнение объектов в том или ином классе осуществляется по принципам, существенным
для данного рассмотрения. При этом объекты, сравнимые по одному признаку, могут
быть не сравнимы по другим признакам. Чем точнее оценены признаки, тем
основательнее возможно сравнение явлений. Составной частью сравнения всегда
является анализ, так как для любого сравнения в явлениях следует вычленить
соответствующие признаки сравнения. Поскольку сравнение – это установление
определенных отношений между явлениями, то, естественно, в ходе сравнения используется
и синтез.
Абстрагирование– одна
из основных мыслительных операций, позволяющая мысленно вычленить и превратить
в самостоятельный объект рассмотрения отдельные стороны, свойства или состояния
объекта в чистом виде. Абстрагирование лежит в основе процессов обобщения и
образования понятий.
Абстрагирование
состоит в вычленении таких свойств объекта, которые сами по себе и независимо
от него не существуют. Такое вычленение возможно только в мысленном плане – в
абстракции. Так, геометрическая фигура тела сама по себе реально не существует
и от тела отделиться не может. Но благодаря абстрагированию она мысленно
выделяется, фиксируется, например – с помощью чертежа, и самостоятельно
рассматривается в своих особых свойствах.
Одна
из основных функций абстрагирования заключается в выделении общих свойств
некоторого множества объектов и в фиксации этих свойств, например, посредством
понятий.
Конкретизация–
процесс, противоположный абстрагированию, то есть нахождение целостного,
взаимосвязанного, многостороннего и сложного. Исследователь первоначально
образует различные абстракции, а затем на их основе посредством конкретизации
воспроизводит эту целостность (мысленное конкретное), но уже на качественно
ином уровне познания конкретного. Поэтому диалектикавыделяет в процессе познания в координатах
«абстрагирование – конкретизация» два процесса восхождения: восхождение от
конкретного к абстрактному и затем процесс восхождения от абстрактного к новому
конкретному (Г. Гегель). Диалектика теоретического мышления и
состоит в единстве абстрагирования, создания различных абстракций и
конкретизации, движения к конкретному и воспроизведение его.
Обобщение– одна из
основных познавательных мыслительных операций, состоящая в выделении и фиксации
относительно устойчивых, инвариантных свойств объектов и их отношений.
Обобщение позволяет отображать свойства и отношения объектов независимо от
частных и случайных условий их наблюдения. Сравнивая с определенной точки
зрения объекты некоторой группы, человек находит, выделяет и обозначает словом
их одинаковые, общие свойства, которые могут стать содержанием понятия об этой
группе, классе объектов. Отделение общих свойств от частных и обозначение их
словом позволяет в сокращенном, сжатом виде охватывать все многообразие
объектов, сводить их в определенные классы, а затем посредством абстракций оперировать
понятиями без непосредственного обращения к отдельным объектам. Один и тот же
реальный объект может быть включен как в узкие, так и широкие по объему классы,
для чего выстраиваются шкалы общности признаков по принципу родо-видовых
отношений. Функция обобщения состоит в упорядочении многообразия объектов, их
классификации.