Организацию
процесса учебной деятельности(ее временнýю
структуру) мы попробуем рассмотреть в логике современного
проектно-технологического типа организационной культуры. Собственно, в
последние годы ее идеи и подходы стремительно проникают в систему образования –
ведь такие широко распространившиеся понятия как «образовательный проект»,
«образовательная программа», «технологии» (образовательные, педагогические,
обучающие и т.д.), «педагогическая диагностика», «критерии качества» и т.п. – и
являются уже атрибутами проектно-технологической культуры.
Процесс
учениямы
будем рассматривать в данном разделе в логике проектов. Напомним, что проект определяется как
«ограниченное во времени целенаправленное изменение отдельной системы с
установленными требованиями к качеству результатов, возможными рамками расхода
средств и ресурсов и специфической организацией» (см. разделы 1.1 и 3.4) . С
позиций обучающегося учебно-образовательными проектами являются в современной
интерпретации образовательные программы (если не считать обучения и воспитания
детей в самом раннем возрасте – в семейном воспитании, которое, как правило,
родителями не проектируется, а осуществляется интуитивно). Образовательные
программы: дошкольного образования, общеобразовательные (начального, основного
и полного среднего), начального, среднего, высшего и послевузовского,
профессионального образования охватывают достаточно длительные отрезки времени
и для обучающегося являются полными, завершенными циклами учебной деятельности
– инновационной, продуктивной. То есть, образовательная программаотвечает
всем признакам проекта.
Каждый
проект, как известно, включает три фазы: фазу проектирования
(целеообразования), технологическую фазу (целевыполнения), рефлексивную фазу
(контроля, оценки и рефлексии). Специфика учебно-образовательного проекта
заключается в том, что участие обучающегося в проектировании процесса обучения,
в целеобразовании, как уже говорилось, крайне ограничена, особенно в младших
возрастах – проектируют образовательную программу другие люди: разработчики
содержания образования на федеральном, региональном и местном уровнях, авторы
учебников и т.д., а также учителя, преподаватели, поскольку каждый педагог
вносит в содержание обучения свою личностную интерпретацию.
Отстраненность
обучающегося от построения целей обучения – явление объективное и неизбежное. С
рождения и до окончания основной школы обучающийся вообще не имеет возможности
выбора (за исключением дополнительного образования в кружках технического
творчества, в музыкальных, художественных, спортивных школах и т.п.). После
окончания основной школы обучающийся может выбирать образовательную траекторию
– продолжить образование в средней школе с тем или иным профилем, или пойти в
профессиональное училище, колледж и т.п. на ту или иную специальность. И так
далее. В частности то, что сегодня много внимания уделяется
личностно-ориентированному образованию, означает возможность для обучающегося
выбора образовательной траектории в имеющемся наборе образовательных программ
(а также, в более дробном варианте – подпрограмм).
Даже
после окончания профессионального образовательного учреждения, в том числе
высшего, в системе повышения квалификации цели и содержание обучения задаются,
в основном, извне – другими людьми. И только в режиме самообразования обучающийся
имеет полную свободу выбораи
может самостоятельно определять цели учения: что ему учить, сколько, когда, как
и т.д.
Тем
не менее, в последние годы появилась положительная тенденция информирования
обучающихся об образовательных программах – что они собой представляют в целом
и в частностях, каковы их возможности и т.д., а так же обеспечение обучающихся
программными руководствами по изучаемым курсам – заблаговременное обеспечение
их учебными программами (чего традиционно не делалось – учебную программу
всегда держал в руках и в голове учитель, преподаватель, но не обучающийся),
всеми домашними заданиями по всему курсу, программами экзаменов и т.д. для
того, чтобы обучающийся мог планировать свою учебную деятельность на достаточно
длительный период (см., например, [13]). Кроме того, во многих школах, муниципальных
системах образования стали применяться так называемые «образовательные карты»,
содержащие информацию о возможных образовательных маршрутах. С обучающимися
организуются игры-путешествия по этим картам. На федеральном уровне стал
издаваться журнал «Образование и карьера». И так далее.
В
целом фаза проектированияв
практической деятельности – а проектирование образовательных программ относится
именно к этой области, поскольку им занимаются не обучающиеся, а специалисты в
области образования, подробно нами описана в главе 3. Поэтому здесь на ней останавливаться
не будем. Еще раз напомним, что проект состоит из трех фаз: проектирования,
технологической фазы и рефлексивной фазы. Фаза проектирования включает в себя
четыре стадии:
- концептуальную
(с этапами: выявления противоречия, формулирования проблемы, определения
проблематики, определения целей, выбор критериев);
- моделирования
(с этапами: построения моделей, оптимизации, выбора);
- конструирования
(с этапами: декомпозиции, агрегирования, исследования условий, построения
программы);
- технологической
подготовки реализации проекта.
Технологическая
фазавключает стадии реализации проекта и
оформления результатов.
Рефлексивная
фазасостоит из оценки(самооценки) результатов и рефлексии.
О
недостатках проектирования образовательных программ (определении содержания
образования) мы уже писали выше – в разделе о принципах учения. Здесь же нам
необходимо подробнее остановиться на двух этапах конструирования
учебно-образовательного проекта – декомпозиции и агрегирования (композиции).
Декомпозиция– это
процесс разделения общей цели проектируемой системы – в нашем случае такой
системой являются образовательная программа – на отдельные подцели – задачи.
Декомпозиция в иерархических системах предусматривает разделение общей цели на
подцели (задачи), те в свою очередь разделяются на подзадачи и т.д. То есть
выстраивается так называемое дерево целей (задач) – выстраивается,
соответственно, иерархия проектов.
Декомпозиция
образовательных программ осуществляется по разным основаниям:
- по
времени. Нормативно установленный срок обучения разбивается на учебные годы,
те, в свою очередь, на четверти или семестры, далее – учебные недели, учебные
дни, учебные занятия;
- по
циклам обучения: теоретическое обучение, практическое обучение, учебное
проектирование;
- по
дисциплинам (учебным курсам), те, в свою очередь, разделяются по разделам,
разделы по темам, темы по отдельным занятиям и т.д. Другой вариант, в случае
комплексного обучения, например, модульного (см. выше подраздел о формах) модуль
разделяется на отдельные учебные единицы и т.д. В общем случае деление
заканчивается минимальной неделимой «единицей» учебного процесса – учебной
задачей (см. ниже);
- по
программируемым уровням усвоения знаний и умений. Например, используется
предложенная В.П. Беспалькоклассификация уровней усвоения знаний [19]: знания – знакомства; знания – копии; знания –
продуктивные действия; знания-трансформации. Аналогично могут быть выстроены
уровни овладения умениями – от первоначальных умений до мастерства [163].
Таким
образом, учебный процесс разбивается на многочисленные дробные «клеточки».
Агрегирование(композиция). Процесс в определенном смысле
противоположный декомпозиции это – агрегирование, композиция (дословно –
соединение частей в целое) – это процесс согласования отдельных задач
реализации проекта между собой.
И
вот как раз с композицией, агрегированием в процессе обучения возникают многие
проблемы. Дело в том, что декомпозицией, разделением образовательной программы
на элементарные «клеточки» – учебные задачизанимаются многие «дяди» и «тети» – от
разработчиков учебных программ и учебников до учителей, преподавателей по
разным предметам, а все эти «клеточки»-задачи должны «агрегироваться»,
«композироваться» – объединяться в единое целое представление об
образовательной программе всего в одной единственной голове обучающегося. Чего
чаще всего и не происходит!
Но об этом поговорим несколько ниже. А теперь перейдем
к собственно организации процесса учения.