ГЛАВНАЯ страница | Регистрация | Вход| RSS Понедельник, 09.12.2019, 05:46

Удобное меню
  • ТЕСТЫ
  • В помощь учителям
  • В помощь изучающим
  • Родителям
  • Скачать
  • Развлечения
  • Нашим ученикам
  • ЕГЭ-2010-2011
  • Teachers' Cafe
  • Info
    Поиск
    Категории раздела
    Интересно каждому [6375]
    Информация
    фотообзоры

    Каталог статей

    Главная » Статьи » Интересно каждому » Интересно каждому

    Ведущий канал восприятия – что это такое?

    Эту статью мне посоветовал мой приятель, которому очень нравится http://yspex.com.ua, что помогает ему в саморазвитии. Современные тенденции школьного образования и гуманистический, личностно-ориентированный подходы требуют более углубленной индивидуализации обучения. Это проявляется в организации учебного процесса, в формах работы и в содержании материала учебного предмета. До настоящего времени основной упор делался на учет типологических свойств личности учащихся, к которым психологи относят особенности памяти, мышления, внимания, познавательных способностей и.т.д. Он позволял в определенной степени дифференцировать учащихся в продвижении вперед в тех или иных школьных предметах. Но в последние годы при индивидуализации и дифференциации учащихся необходимо учитывать особенности их восприятия окружающего мира. По типу восприятия психологи разделяют личности на аудиалов, визуалов и кинестетиков [Ананьев 1992, Гвоздева 2000]. Связано это разделение с теми природными сенсорными особенностями, которые определяют познание действительности, а при освоении ИЯ помогают воспринимать и запоминать материал и действия с ним. Понятно, что «удобное» личностное восприятие и запоминание материала – залог успешности самой деятельности. Психологи говорят о ведущем и сопутствующих каналах восприятия [Ананьев 1992]. В детском возрасте значение ведущего канала восприятия (ВКВ) проявляется более четко. С началом обучения каналы, получая различное подкрепление и развитие, несколько смешиваются и могут даже взаимозаменяться, но, в целом, их учет в школьном обучении , особенно на младшей ступени нельзя игнорировать, так как тип восприятия – часть природы личности. Знакомство с современными зарубежными УМК по ИЯ разных авторов, но в большей степени издающимися Оксфордским университетом, как более доступными в настоящий момент в нашем городе, показывает постоянный учет в них типа восприятия на всех ступенях школьного обучения. И британские методисты, регулярно проводящие семинары по организации обучения ИЯ для учителей пермских школ, обязательно включают эту сторону обучения как в свои устные, так и в печатные рекомендации. К сожалению, учет индивидуальных особенностей учащихся по ВКВ в отечественных УМК еще мало отражен, а в методической литературе недостаточно освещен, т. Е. недооценивается сам факт того, что в знании этой индивидуальной особенности и в опоре на нее кроется большой резерв успешности освоения предмета. Названная тема затрагивает ряд вопросов: как распознать аудиалов, визуалов, кинестетиков, одинакова ли их доля среди учащихся разных возрастных групп; возможен ли учет ВКВ в рамках группового обучения; что сделать, чтобы по возможности реально учитывать ВКВ при организации работы в классе, т.е. какие виды заданий предложить, когда их явно не хватает в действующих УМК. Выявлению аудиалов, визуалов и кинестетиков могут помочь, во-первых, тесты в виде опросников и анкет [Ананьев 1992]. Их упрощение для младших школьников, как показала практика, вполне посильно любому учителю. Такие тесты занимают не более 10 минут на одном занятии. Во- вторых, это наблюдения за внешними проявлениями личности : к ним относятся речевая реакция анализ письменной речи школьников в виде короткого сочинения- ответа на заданный вопрос, и микрофизиологическая реакция – отслеживание глазодвигательных реакций во время 2х минутного рассказа[Эльманович 1995]. Этот текст занимает 6-8 минут на 3-4 занятиях (в зависимости от числа испытуемых). Помимо тестирования определить ВКВ можно и внешними поведенческими проявлениями.(8,9) Так, учителю полезно знать что аудиалы воспринимают мир ушами. Им не нужен контакт глазами, т.к они вслушиваются в речь, интонацию. Они любят повторять то, что услышали, трогают ухо. Из мимики у них выразителен рот. Они любят говорить и слушать, запоминая произношение слов и интонации. Они любят пошуметь и скорее переспросить, нежели записать. У них в большей степени развита слуховая память, они любят повторять вслух. Но аудиалы и самые отвлекаемые на любой звук ученики. Визуалы воспринимают мир глазами. Им нужен контакт с глазами собеседника, у них преобладают рисующие жесты, они часто потирают глаза. Визуалы хорошие рассказчики, так как «видят» картину рассказа. Они любят придумывать и мечтать. А так как у них больше развита визуальная память, они лучше запоминают то, что видели на уроке. Слушая, они переводят глаза от говорящего, чтобы транслировать услышанное во внутренний образ. Для этого визуалу нужно немного времени. Для осмысления и запоминания материала визуалу нужно чертить, штриховать, рисовать, записывать с доски то, что он там увидел. Визуал любит картинки и краски, а также видеть и составлять таблицы и схемы. Кинестетики воспринимают мир телом. Они любят движения – в этом их потребность. Им просто необходимо двигаться, трогать, пробовать и нюхать. Они любят «кучковаться», разбиваться на пары, группы. Рассказывая, кинестетики используют пантомиму. У них больше развита механическая память, когда слова сопровождаются движениями, внешне выраженным ритмом. Кинестетикам необходимы действия с материалом: что-то подчеркнуть, обвести, соединить, переставить, наклеить, вырезать и т.д. Знание таких особенностей учащихся дает учителю возможность не только лучше понимать внешние и внутренние реакции учеников, но и предлагать задания, рассчитанные на разные особенности и потребности. А это как путь к лучшему взаимопониманию, так и способ облегчить восприятие и освоение школьного предмета. Признавая факт ВКВ, психологи, однако, отмечают, что современные дети в значительной мере полисенсорны, т.е. у многих из них смешанные типы восприятия, когда к ведущему каналу присоединяются и сопутствующие каналы [Гвоздева 2000]. Печально только когда факт ведущего канала игнорируется и детей одноканальных насильно перестраивают на другие, не их каналы. Неуспех и разочарование в таких случаях неизбежны. Сказанное выше приводит к выводу, что в условиях массовой школы целесообразно использовать задания полисенсорной направленности, которые сочетают ВКВ аудиалов, визуалов и кинеститиков. Так, например, желательно, особенно на младшей и средней ступенях, чтобы текст урока был прочитан для визуалов, прослушан для аудиалов, а кинестетики имели возможность в нем что-то подчеркнуть, выписать, графически изменить и т.д. Такие действия полезны всем, но при этом каждый находит подкрепление и опору необходимые его ВКВ [Митина 1991]. Помимо учета индивидуальных особенностей ВКВ психологи используют понятие ведущей сенсорной культуры образования, свойственной каждой возрастной группе [Вайсбурд 1999]. В каждом звене обучения прослеживается своя историческая сформировавшаяся сенсорная культура образования, знание которой необходимо для повышения эффективности работы всей образовательной системы. Младшая школа – кинестетическая культура образования. Важно использование прикладного материала, научение через делание своими руками, движение и физическая активность. Среднее звено – аудиальная культура образования. Учителя начинают оперировать более абстрактными понятиями, добавляется лекционная форма обучения. Возрастает роль эмоционального общения, а не делания. Старшее звено – визуальная культура образования. Широко предлагаются разные формы наглядности, такие как схемы, демонстрации и диаграммы в дополнение к текстам. Соответственно этому складываются определенные соотношения сенсорных типов в группах учеников. С первого по четвертый класс – более 80% учащихся – кинестетики. В 10-11 классе и во взрослых группах: 40% - визуалы, 20% - аудиалы, 20% - кинестетики, 20% - полисенсорные люди. (2) Исторически сложившаяся культура образования в разных звеньях предъявляет определенные требования к репрезентации учителя. Именно он обязан создать условия детям для наилучшего усвоения информации. В современном же традиционном образовании пока получается, что, наоборот, ребенок должен «подстраиваться» под учителя. Оптимальные условия для учеников всех сенсорных типов может создать только полисенсорный учитель, который регулярно развивает собственные сенсорные каналы и способы передачи информации детям. Такое обучение строится на основе использования возрастного преобладающего канала с последующей тренировкой всех других каналов [Зимняя 1991; Митина 1991]. Таким образом, чтобы наладить эффективное взаимодействие, учителю необходимо учиться «присоединяться» поочередно к каждой группе учеников, т.е. один и тот же материал давать 4 раза, но на разных «сенсорных языках». Учет сенсорных особенностей учеников позволяет учителю избежать многих трудностей при обучении, помогает заложить более прочную базу знаний, и, следовательно, значительно повысить эффективность деятельности педагога. Было бы желательно, чтобы учителя и даже студенты-практиканты имели некоторые рекомендации, как «присоединяться» к ученикам разных групп восприятия, поскольку такой подход к обучению, особенно детей младшей средней школьной возрастной ступени, облегчает процесс усвоения учебного материала. Внимание к индивидуальным особенностям учащихся не должно заслонять важность целостного обучения, которое задействует и активизирует всего обучающегося [Суворова 1987]. Современная система целостного обучения базируется на положении об интеграции функции обоих полушарий головного мозга, где правое отвечает за восприятие органами чувств, а левое – за память, мышление и, в рамках предмета ИЯ, за иноязычные навыки и умения и все формы речевой деятельности. Понимание необходимости такой интеграции придает особое значение учету процессов восприятия и запоминания и применению различных приемов, которые на базе названных процессов развивают искомые языковые навыки и речевые умения. Анализ широко используемых отечественных УМК под ред. И.Н. Верещагиной и Т.Н. Притыкиной показывает, что вопреки ожиданиям в первом классе подавляющее количество заданий (70%) направлено на аудиальный тип восприятия информации (аудирование и говорение). Только 50% направлено на визуальный тип, когда нужно посмотреть на картинку и в связи с ней что-то сказать. Но нет заданий, содержащихся в зарубежных УМК, где предлагается рассматривать картинку, обращая внимание на детали, или изменить и дополнить наглядные опоры. Кинестетическая культура сводится в первом классе к записям и играм. Отсутствуют задания типа: обведи, раскрась, нарисуй, вырежи, наклей. В УМК Верещагиной И.Н. и Афанасьевой О.В. для 4 класса внимание уделяется в равной степени аудиальному и визуальному каналам. А кинестетическому не более 30%, хотя дети этого возраста все еще кинестетические существа. Им необходимы задания, где можно группироваться, реагировать руками и головой, находиться у доски в середине комнаты, поменять позу за партой и т.д. Признавая, что отечественные УМК для младшей и средней ступени обучения содержат задания полисенсорного типа, хочется еще раз отметить, что в них очень мал учет кинестетических потребностей учащихся, а сам набор действий довольно однообразен. Расширить его могут дополнительные указания учителя, когда предлагается что-то из заданного подчеркнуть, выделить цветом или обвести, раскрасить или вывести в схему, сгруппировать в письменной форме, обозначить цифрами или символами, вырезать откуда-то и наклеить в тетрадь и т.д. И, конечно, все то, что дано в аудиозаписи, не должно игнорироваться из-за недостатка времени: удовлетворение потребности ВКВ важнее скорости прохождения учебного материала. Представляется, что знания о роли ВКВ и о приемах их подкрепления смогут помочь учителю правильно использовать этот дополнительный резерв для успешного освоения иностранного языка.

    Категория: Интересно каждому | Добавил: Admin (13.04.2010)
    Просмотров: 5764 | Рейтинг: 4.8/4 |
    Дополнительный материал для Вас от сайта englishschool12.ru

    День Святого Валентина или Happy St Vale...
    4-летняя художница выставила свои картин...
    Как в новогодние праздники не забыть анг...

    Cinema 
    Искусство в Москве 
    Откуда произошло слово "спам"? 

    Тесты по английскому языку
    Английский язык для школьников №21
    Английский язык для школьников №13

    Ilf_The_Twelve 
    Abbott Jacob CLEOPATRA 
    The Pessimist (by Benjamin Franklin King... 

    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Welcome
    Меню сайта
    Info
    Видео
    englishschool12.ru
    Info

    Сайт создан для образовательных целей
    АНГЛИЙСКАЯ ШКОЛА © 2019
    support@englishschool12.ru

    +12
    Все права защищены
    Копирование материалов возможно только при разрешении администратора сайта