ГЛАВНАЯ страница | Регистрация | Вход| RSS Воскресенье, 15.12.2019, 14:26

Удобное меню
  • ТЕСТЫ
  • В помощь учителям
  • В помощь изучающим
  • Родителям
  • Скачать
  • Развлечения
  • Нашим ученикам
  • ЕГЭ-2010-2011
  • Teachers' Cafe
  • Info
    Поиск
    Категории раздела
    Интересно каждому [6375]
    Информация
    фотообзоры

    Каталог статей

    Главная » Статьи » Интересно каждому » Интересно каждому

    ВЫРАЖЕНИЕ ЗНАЧЕНИЙ «ЛИШИТЬ-ЛИШИТЬСЯ»

    Эту статью мне посоветовал мой знакомый, который обожает http://epigraf.su/prikolnye-statusy-vkontakte, потому что они веселые и поднимают настроение. Известно, что изучение языковых единиц с точки зрения содержательной направленности, от внеязыковых фактов к языковым средствам выражения, соответствует ономасиологическому направлению исследования языка. Это направление считается очень перспективным, но по-прежнему остается малоизученным. Необходимость более глубокого развития такого подхода к языку мы покажем на примере структурно-семантического анализа глаголов со значением «лишить-лишиться». Материалом анализа служат приставочно-суффиксальные глаголы, представленные словообразовательными типами (СТ): обез – и(ть) и обез - е(ть). Оба этих СТ выражают семантику лишения, причем первый из них через словообразовательное значение (СЗ) «лишить того, что названо мотивирующим существительным», а второй - через СЗ «лишиться того, что названо мотивирующим существительным». Возникает вопрос: что создает принципиальное различие между этими СТ ? На самом ли деле это различие имеет место? Так как оба эти типа очень близки по способу образования, очевиден параллелизм: обезземелить - обезземелеть, обессилить – обессилеть, обезденежить - обезденежеть и т.д., всего 18 соответствий. Кроме того, для данных пар характерно полная корреляция в толковании лексического значения (ЛЗ). Например, обезволить - «лишить воли, сделать безвольным» и обезволеть - «лишиться воли, стать безвольным»; обезлошадить-«лишить лошади, лошадей; сделать безлошадным» и обезлошадеть -«лишиться лошади , стать безлошадным» и т.д. Следовательно, задача нашего исследования состоит в изучении глубинной семантики производных этих СТ. Подобное изучение возможно через сопоставительный анализ их семантических структур. Методика такого анализа – процедура синхронной реконструкции словообразовательного акта, цель которой – выявить все характеристики ситуации, обозначаемой данными глаголами. Как известно, всякое производное слово отражает взаимодействие между реалиями объективного мира. Таким образом, производное слово представляет собой свернутую синтаксическую конструкцию, т.е. свернутую пропозицию [См., например, 1-4]. Предлагаемая методика основана на понятии «деноминализации» производных, т.е. на их преобразовании в мотивирующие предложения. Например, слово репник образовалось путем свертывания и семантической компрессии (или универбализаци) синтаксической конструкции: пирог с начинкой из репы – репник. Рассмотрим, какие компоненты внутреннего лексикона объединены в глаголах, соответствующих схеме обез – и (ть), на примере глагола обезводить. В соответствии со СЗ, глагол обезводить имеет толкование «лишить воды». Применительно к остальным глаголам рассматриваемой структуры обозначим подобное выражение как «лишить Х». Однако очевидна необходимость дальнейшей конкретизации, поскольку специфика глагольного значения, по Ш. Балли, заключается в том, что «процессы обычно воспринимаются одновременно с предметами». Следовательно, описание глагола без учета его типовой сочетаемости невозможно. Таким образом, анализируя сочетаемость глагола «лишить», выявляем еще один зависимый компонент – существительное в винительном падеже: «Лишить местность воды». Общая модель: «лишить Y (игрек) Х». Эти два объекта, местность и вода (Y и Х), связаны между собой отношениями обладания: «Местность имеет воду». Имеет смысл обозначить это сочетание как исходную, базовую пропозицию, т. к., по логике вещей, прежде чем кого-либо лишать чего-либо, необходимо допустить сам факт обладания. Указание на «владельца» очевидно, в нашем случае это «местность». Итак, базовая пропозиция для глаголов обез – и (ть): «Y имеет Х». Далее, та же сочетаемость глагола требует субъекта, осуществляющего процесс «лишения». Следовательно, полноценная конструкция выглядит примерно так: «Засуха лишает местность воды». Обозначим данный субъект через Z: «Z лишает Y Ха». Субъектная валентность открыта и может быть заполнена различными наименованиями, обозначающими лицо, время, различные обстоятельства и явления. Обратим внимание на то, как функционирует эта модель в речи. Например: Война наши деревни …почитай, весь район обезмужичила <война лишила район мужиков> (Бирюков); Погубил ты (кабак) народу божьего, обездомил семьи целые <кабак лишил семьи домов> (Погосский); Этот град …обезлиствил всю плантацию тутовых деревьев <град лишил плантацию деревьев> (Куприн). Итак , в ходе трансформационного анализа мы выявили организацию глубинной семантической структуры глаголов типа обезводить : 1 пропозиция ( пресуппозиция ): Y имеет Х 2 пропозици: Z лишает Y Ха. Эта пропозиция сворачивается следующим образом: лишить Y Ха. лишить Ха. универб: обез – Х – и (ть). По аналогичной схеме восстановим следующие пропозиции: обезволить ← лишить воли ← лишить человека воли ← страх лишает человека воли ← человек имеет волю; обезмаслить ← удалить масло ← удалить из воды {примеси} масла ← вода содержит { примеси} масла. Сравним полученную модель пропозиционного анализа с «треугольником Панкраца», в котором демонстрируется последовательное сокращение (компрессия) исходной структуры на пути от пропозиции к реальным языковым единицам, где можно опредилить 1. Область сентенционного синтаксиса (он пашет землю); 2. Область малого синтаксиса (пашущий землю или пахать землю); 3. Область словосложения (землепашец); 4. Область словообразования (пахарь); 5. Область простой лексики (пахать) [3]. Как видим, создание и восприятие многих языковых единиц действительно происходит с участием пропозициональных структур. Для сопоставительного анализа семантических структур со значением «лишить» и значением «лишиться» нам потребуется провести точно такую же процедуру с глаголами на обез- е (ть). Глагол от того же производящего вода → обезводеть имеет значение «лишиться воды» . Как кажется, базовая, исходная пропозиция аналогична глаголу обезводить: «Местность имеет воду» (Y имеет Х). На следующем этапе ожидаемая пропозиция должна выглядеть следующим образом: «Местность лишается воды» (Y лишается Ха ). Но такая трансформация недостаточна, т.к. глагол лишиться сам по себе производный и, следовательно, не может описать простое (элементарное) действие. Очевидна необходимость рассмотреть производное лишиться. Глаголы с постфиксом –ся, как известно, формируют две разновидности: а) возвратные глаголы, обозначающие действие, происходящее с самим субъектом действия (мальчик умывается); б) глаголы в форме страдательного залога, который является способом показать направление действия к его объекту, а субъект при этом перемещается на второй план: рабочие (Sb) строят дом (Ob) → дом (Ob) строится рабочими (Sb). Итак, нам предстоит определить, какую разновидность из двух названных реализует глагол лишиться. Рассмотрим следующие примеры: обезводеть <Местность лишается воды>; обезрыбеть <Река лишается рыбы>. Совершенно очевидно, что слово, стоящее в позиции подлежащего, не может быть само по себе источником действия (местность, река). Формально оно занимает позицию субъекта, но на самом деле это такой же объект, как и в страдательном залоге, а «скрытый» субъект может быть именован «засухой», «солнцем» и т.д. Таким образом, на самом деле пропозиция выглядит так: «Засуха лишает местность воды» (Z лишает Y Ха). Восстановим все этапы организации семантической структуры глаголов на обез – е (ть): 1 пропозиция (пресуппозиция): Y имеет Х. 2 пропозиция: Z лишает Y Ха, которую можно представить с разной степенью полноты : (Y лишается Ха); (лишиться Ха); универб : обез-Х –е (ть). Восстановим пропозиции для глаголов: обезволеть ← лишиться воли ← человек лишается воли ← страх лишает человека воли ← человек имеет волю; обезземелеть ← лишиться земли ← крестьянин лишается земли ← хозяин лишает крестьянина земли ← крестьянин имеет землю; и т.д. Итак, сравним полученные пропозиции. Соответствие компонентов позволяет сделать вывод о тождестве глубинной семантической структуры словообразовательных типов обез – и (ть) и обез – е (ть). Словообразовательная реализация этой пропозиции двумя СТ имеет различную коммуникативную направленность: в первом случае субъект дан в явном виде, во втором – он скрыт, отодвинут на задний план. Коммуникативная задача, решаемая СТ на – е (ть), подобна коммуникативной задаче, решаемой формами страдательного залога: и в том, и в другом случае субъект действия оказывается деактуализированным. Следовательно, формант – е – оказывается одним из средств выражения страдательного значения - некатегориальным способом выражения категориальной семантики. Литература: 1. Араева Л.А. Словообразовательный тип как семантическая микросистема. Суффиксальные субстантивы: На материале русских говоров. – Кемерово, 1994. – 223 с. 2. Кубрякова Е.С. Типы языковых значений. Семантика производного слова. – М., 1981. – 200 с. 3. Панкрац Ю.Г. Пропозициональные структуры и их роль в формировании языковых единиц разных уровней. – М., 1992. 4. Резанова З.И. Словообразующие возможности имени существительного // Семантические вопросы словообразования: Значение производящего слова. – Томск, 1991. – с. 165 – 215.

    Категория: Интересно каждому | Добавил: Admin (22.03.2010)
    Просмотров: 2202 | Рейтинг: 0.0/0 |
    Дополнительный материал для Вас от сайта englishschool12.ru

    АНГЛИЙСКИЙ ЛЕТНИЙ ЛАГЕРЬ
    Пиво за 765 долларов. Хлебни из тушки зв...
    Пособие для подготовки к тестированию.

    ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ (ТНE ADJECTIVE) 
    Британский Парламент 
    My Friends 

    Английский язык для школьников №13
    Английский язык для школьников №10
    Презентация по английскому языку

    Grammar_and_Vocabulary_for_Cambridge_Adv... 
    Окказиональное слово и живая речь 
    a poem to practise Active and Passive ve... 

    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Welcome
    Меню сайта
    Info
    Видео
    englishschool12.ru
    Info

    Сайт создан для образовательных целей
    АНГЛИЙСКАЯ ШКОЛА © 2019
    support@englishschool12.ru

    +12
    Все права защищены
    Копирование материалов возможно только при разрешении администратора сайта