ГЛАВНАЯ страница | Регистрация | Вход| RSS Пятница, 22.11.2024, 20:26

Удобное меню
  • ТЕСТЫ
  • В помощь учителям
  • В помощь изучающим
  • Родителям
  • Скачать
  • Развлечения
  • Нашим ученикам
  • ЕГЭ-2010-2011
  • Teachers' Cafe
  • Info
    Поиск
    Категории раздела
    Белорусский язык [43]
    Грузинский язык [0]
    Древнеанглийский язык [24]
    Иврит [0]
    Испанский язык [103]
    Итальянский язык [0]
    Китайский язык [25]
    Латинский язык [0]
    Латышский язык [0]
    Литовский язык [0]
    Марийские язык [0]
    Польский язык [0]
    Санскрит [0]
    Татарский язык [0]
    Турецкий язык [0]
    Украинский язык [29]
    Финский язык [0]
    Цыганский язык [0]
    Чешский язык [40]
    Чувашский язык [0]
    Шведский язык [0]
    Японский язык [0]
    Информация
    фотообзоры

    Каталог статей

    Главная » Статьи » Языки мира » Чешский язык

    УРОК №10 А.Г.ШИРОКОВА

    УРОК 10
    Ударение основное и побочное. Перенос ударения на
    предлоги. Безударные слова. Вокализация предлогов. Типы
    интонации.
    Ударение основное и побочное
    1. Основное, или главное, ударение находится на первом слоге слова: národ, 'západ,
    'kupoval (см. ур. 1).
    Однако наряду с главным ударением в многосложных словах может появляться
    побочное ударение, главным образом на нечетных слогах. Побочное ударение значительно
    слабее главного; как правило, оно бывает факультативным и появляется по большей части у
    многосложных слов при тщательном произношении и медленном темпе речи. Ср.:
    'málo"který, 'pěta"dvacet, 'černo"bílý
    Примечание. Значок ' означает основное ударение, " - побочное.
    2. В потоке речи не все слова могут иметь свое самостоятельное ударение. Некоторые
    слова теряют его и в отношении ударения примыкают к последующему или
    предшествующему слову. Таким образом, ударение могут иметь не только слова, но и целые
    речевые такты (синтагмы), а также предложения.
    Так, односложные (первоначальные) предлоги na на, po по, после, u у, do в, до, za за,
    pro для, ze из, při при, od от, o о, bez без всегда имеют главное ударение, а следующее за
    предлогом слово обычно теряет свое ударение и сливается в отношении ударения с
    предлогом, который является как бы первым слогом слова. Например:
    do lesa ['dolesa] - в лес, до леса
    na stole ['nastole] - на столе
    po Volze ['povolze] - по Волге
    о Škole ['oškole] - о школе
    od tebe ['otebe] - от тебя
    bez vás ['bezvās] - без вас
    za vámi ['zavāmi] - за вами
    Односложные предлоги od, nad, pod, bez при вокализации, т.е. при присоединении
    гласного е (ode, nade, pode, beze) сохраняют главное ударение: beze mne ['bezemne] без меня,
    ode mne ['odemne] от меня.
    Примечание. Односложные предлоги теряют свое ударение перед многосложными словами,
    а также перед словами, на которые падает логическое ударение: na velmi důležitou věc [na 'velmi...].
    3. Двусложные предлоги: mezi, mimo, místo, vedle, kromě, kolem, podle не имеют
    главного ударения, они примыкают в отношении ударения к следующим за ними словам:
    vedle domu [vedle'domu] возле дома, podle rozkazu [podle'rozkazu] согласно приказу, mezi
    stromy [mezi'stromi] среди деревьев.
    Безударные слова
    Некоторые слова никогда не имеют своего ударения. Это так называемые постоянно
    безударные слова (энклитики). К ним относятся краткие формы местоимений: mi, ti, si, ho,
    mu, mě, se, вспомогательные формы глагола být, входящие в состав прошедшего времени
    (jsem, jsi, jsme, jste), вспомогательные формы, входящие в состав сослагательного
    наклонения (bych, bys, by, bychom, byste, by), некоторые частицы и союзы (a, -li, však, tedy и
    др.). Например: vrátil jsem se произносится ['vrātilsemse], dej mu ['dejmu], řekli jsme mu to
    ['řeklismemuto], vezmi si to ['vezmisito], zavolej mu ['zavolejmu].
    В потоке речи в зависимости от логического ударения могут терять свое ударение и
    другие слова, особенно односложные и двусложные, примыкая большей частью к
    предшествующим словам и образуя с ними речевые такты. В этом проявляется ритмичность
    чешского ударения. Сравните примеры: Со toděláš? [coto^'dělāš]. То je pravda
    37
    [toje'pravda]/[to^'jepravda]. Kdo bude doma? [gdobude'doma]/['gdobudedoma].
    Вокализация предлогов
    Вокализацией называется присоединение гласного е к неслоговым и односложным
    предлогам: k, v, s, z, pod, nad, od, bez и др.: ke, ve, se, ze, pode, nade, ode, beze.
    Вокализация наступает в следующих случаях:
    а) Перед одинаковым или подобным же глухим или звонким начальным согласным
    следующего слова: ke komu, ke konci, ke kraji, se sestrou, se střechy, se (ze) skály, ve vodě, ve
    vsi, ve vlaku, ze srdce, ze středu, ze zlata.
    б) Перед группой согласных, начинающихся с сонорных согласных: r, l, m, n, j: ke
    mně, ve mlýně, ve jménu, ze rtů, ze msty, ze lžíce, beze mne, nade mnou, pode mnou.
    в) Перед тремя начальными согласными следующего слова: ke stromu, ke sklonku, se
    stropu, se vztekem, se džbánem, ve zdraví, ve sklepě, ze hřbitova, ze skříně.
    г) В прочих случаях вокализация либо совсем не наступает, либо проявляется
    нерегулярно: k světlu / ke světlu, v svém / ve svém, k třídě / ke třídě, v třídě / ve třídě, ode dveří /
    od dveří.
    Примечание. Слоговые предлоги bez, pod вокализуются гораздо реже, чем неслоговые
    предлоги k, s, z, v.
    Интонация в различных типах чешского предложения
    1) Утверждение:
    2) Выражение побуждения:
    3) Выражение сомнения:
    4) В повелительном предложении возможна интонация:
    5) В вопросительном предложении возможна:
    а) восходящая интонация:
    б) восходяще-нисходящая или нисходяще-восходящая к концу предложения:
    Категория: Чешский язык | Добавил: Admin (30.10.2011)
    Просмотров: 1584 | Рейтинг: 0.0/0 |
    Дополнительный материал для Вас от сайта englishschool12.ru

    М. Голденков. Азы английского слэнга и д...
    Школа гениев - Увлекательная математика
    ДИНАСТИИ АНГЛИЙСКИХ КОРОЛЕЙ: ТЮДОРЫ

    At the Post-Office 
    ЕГЭ по истории России 2010 (Демонстрацио... 
    Мир кино. Современные кинофестивали, кин... 

    Рекомендованная литература для обучения ...
    Уровни английского языка (классификация ...
    3 года, 3 месяца и 3 дня с ucoz’ом

    Harry Potter and the Goblet of Fire 
    Традиционное понимание проекта 
    Традиционная организационная культура. 

    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Welcome
    Меню сайта
    Info
    Видео
    englishschool12.ru
    Info

    Сайт создан для образовательных целей
    АНГЛИЙСКАЯ ШКОЛА © 2024
    support@englishschool12.ru

    +12
    Все права защищены
    Копирование материалов возможно только при разрешении администратора сайта
    Сайт управляется системой uCoz