Педагогическая деятельност ь – это профессиональная
активность учителя, в которой с помощью различных средств воздействия на
учащегося реализуются задачи обучения и воспитания (А.К. Маркова). В общем виде
педагогическая деятельность – это особый, многогранный и многоплановый вид
деятельности, связанный с обучением и воспитанием.
Виды педагогической деятельности: обучающая, воспитательная,
организаторская, пропагандистская, управленческая, консультативная и
самообразование.
Психологическая структура педагогической деятельности
включает следующие.
1. Мотивационно-ориентировочное звено: готовность к
деятельности и постановка учителем целей и задач.
2. Исполнительское звено: выбор и применение средств
воздействия на учащихся.
3. Контрольно-оценочное звено: контроль и оценка своих
собственных педагогических воздействий, т. е. педагогический самоанализ.
Заметим, что педагогическая деятельность на самом деле
начинается не с цели, а с анализа исходной педагогической ситуации.
Педагогической ситуацией называют совокупность условий, в
которых учитель ставит педагогические цели и задачи, принимает и реализует
педагогические решения. В принципе любая ситуация становится педагогической,
если в ней реализуются педагогические цели и задачи.
Педагогическая задача (задача в данном случае понимается как
система, состоящая из предмета задачи и модели требуемого состояния предмета)
должна:
1) включать характеристику психического развития до
воздействия и желательные изменения в психическом развитии после воздействия;
2) учитывать ученика как активного соучастника процесса
(в данном случае имеет место «доопределение» задачи со стороны ученика в
зависимости от его личной мотивации, уровня притязаний и т. п. или
«переопределение» – замена задачи учителя на свою собственную).
«Доопределение» и «переопределение» – это реальные процессы
изменения, активного принятия и переработки педагогических задач в сознании
ученика в зависимости от его возможностей.
Решение педагогических задач включает несколько этапов:
аналитический, постановку целей и конструктивный, на котором происходит
планирование способов решения задач.
Особенностью педагогических задач является то, что их
решение требует немедленных действий, а результат бывает отсрочен во времени,
что затрудняет контроль. В педагогическом процессе всегда существует иерархия
задач: глобальные, стратегические, поэтапные и тактические.
Для реализации педагогической деятельности необходимы
соответствующие умения.
В первую группу умений включают: умение видеть в
педагогической ситуации проблему и формулировать ее в виде педагогической
задачи; умение видеть и изучать педагогическую ситуацию.
Вторую группу умений составляют: умения «чему учить» (работа
с содержанием материала) и «как учить» (эффективное сочетание приемов и средств
обучения).
Третья группа умений связана с использованием психолого-педагогических
знаний: умение хронометрировать процесс труда и анализировать свою
деятельность.