В основу разрабатываемой в отечественной возрастной и
педагогической психологии концепции о соотношении обучения и умственного
развития ребенка легло положение о зонах актуального развития (ЗАР) и зоне
ближайшего развития (ЗБР). Эти уровни психического развития были выделены Л.С.
Выготским.
Л.С. Выготский показал, что реальное соотношение умственного
развития к возможностям обучения может быть выявлено с помощью определения
уровня актуального развития ребенка и его зоны ближайшего развития. Обучение,
создавая последнюю, ведет за собой развитие; и только то обучение действенно,
которое идет впереди развития.
Зона ближайшего развития – это расхождения между
уровнем актуального развития (он определяется степенью трудности задач,
решаемых ребенком самостоятельно) и уровнем потенциального развития (которого
ребенок может достигнуть, решая задачи под руководством взрослого и в
сотрудничестве со сверстниками).
Ученый считал, что ЗБР определяет психические функции,
находящиеся в процессе созревания. Она связана с такими фундаментальными проблемами
детской и педагогической психологии, как возникновение и развитие высших
психических функций, соотношение обучения и умственного развития, движущие силы
и механизмы психического развития ребенка. Зона ближайшего развития – следствие
становления высших психических функций, которые формируются сначала в
совместной деятельности, в сотрудничестве с другими людьми, и постепенно
становятся внутренними психическими процессами субъекта.
Зона ближайшего развития свидетельствует о ведущей
роли обучения в умственном развитии детей. «Обучение только тогда
хорошо, – писал Л.С. Выготский, – когда оно идет впереди развития».
Тогда оно пробуждает и вызывает к жизни много других функций, лежащих в зоне
ближайшего развития. Обучение может ориентироваться на уже пройденные циклы
развития – это низший порог обучения, но оно может ориентироваться на еще не
созревшие функции, на ЗБР, – это высший порог обучения; между этими
порогами и находится оптимальный период обучения. ЗБР дает представление о
внутреннем состоянии, потенциальных возможностях развития ребенка и на этой
основе позволяет дать обоснованный прогноз и практические рекомендации об
оптимальных сроках обучения как для массы детей, так и для каждого отдельного
ребенка. Определение актуального и потенциального уровней развития, а также ЗБР
составляет то, что Л.С. Выготский называл нормативной возрастной диагностикой,
в отличие от симптоматической диагностики, опирающейся лишь на внешние признаки
развития. В этом аспекте зона ближайшего развития может быть использована как
показатель индивидуальных различий детей.
ЗБР может быть выявлена и при изучении личности ребенка, а
не только его познавательных процессов. При этом выясняется разница между
стихийно складывающимися в процессе социализации личностными характеристиками и
теми сдвигами в развитии личности, которые происходят в результате направленных
воспитательных воздействий. Оптимальные условия для выявления ЗБР личности
создает интеграция ее в коллективе.