МЕНТАЛЬНОСТЬ КАК КЛЮЧЕВОЕ ПОНЯТИЕ КОГНИТИВНОЙ ЛИНГВИСТИКИ
Формирование категориально-понятийного
аппарата любой науки – задача первостепенной важности. Терминологическая
система когнитивной лингвистики комплектуется не только новыми терминами,
активно используютсятермины,
заимствованные из других наук.
Менталитет как научный термин пришел в
лингвистику из работ историков, философов, психологов.
Интерес к менталитету «вспыхнул» в
общественном сознании в связи с перестроечными процессами в обществе. Хотя,
надо признать, оспецифичности
загадочной «русской души», «русского национального характера» любили говорить
всегда.
Категория «менталитет» ведет свое
происхождение от прилагательного mentalis,
появившегося в 14 веке и обозначавшего в средневековой схоластике
принадлежность разуму, рассудку, уму. Заслуга введения этой категории в научный
обиход принадлежит французским ученым М. Блоку и Л. Февру [см.: Кусов В.Г.].
Особая заслуга в определении категории
ментальности принадлежит исторической антропологии – направлению в
международной историографии, возникшему в 60-70-е годы ХХ века. Под
ментальностью изначально понимали «коллективную душу», коллективную «психею»,
включающую в себя ценностные установки, культурные формы, символы и мифы
(Альфонс Дюпрон).
В трудах выдающихся французских
исследователей, таких, как Ж. Ле Гофф, эта категория находит свое развитие.
Ментальность, по Ле Гоффу, - сфера воображаемого. Воображаемое не сводится к
интеллектуальному представлению, к осмысленному восприятию какой-либо внешней
реальности. Воображение не воспроизводит, а пересоздает реальность, претворяет
ее в образы, рожденные фантазией, вдохновением, поэтическим чувством. Наиболее
предпочтительные источники о мире воображаемого – произведения литературы и
изобразительного искусства. Изучить мир воображаемого – значит проникнуть
вглубь коллективного сознания общества.
К сфере эмоций относит ментальность
А.Буро - французский медиевист. Эмоции рассматриваются им как проявление
коллективного начала, а идеи – как проявление начала индивидуального. Многие
историки, отмечает Буро, в целях анализа коллективных эмоций «большинства» идут
на некоторую подтасовку источников: выбирают источники, ориентированные на
объединяющие людей моменты, обозначая их как коллективную ментальность. Эта
мысль А.Буро удивительным образом переплетается с высказыванием Н.М.Карамзина,
создателя «Истории государства Российского»: «И вымыслы нравятся; но для
полного удовольствия должно обманывать себя и думать, что они истина» [Карамзин
Н.М. Предания веков].
Однако, на наш взгляд, самым
замечательным «открытием» для лингвистики является мысль М.Фуко о том, что
инструментом освоения реальности является речь, речевая практика людей, в ходе
которой не только осваивается, «обговаривается» мир, но и складываются правила
этого обговаривания, правила самой речи, а значит и соответствующие ментальные
конструкции.
Ментальность, таким образом, превращается
в своего рода «грамматику согласия».
Об этом же, на наш взгляд, говорит и
немецкий историограф Герд Телленбах: «Ментальность – это естественное, само собой
разумеющееся, часто даже импульсивное поведение и реагирование; непроизвольный,
мало подверженный воздействию сознания образ мышления. Это хорошо проявляется в
идиомах, передаваемых из уст в уста, пословицах, топосах, когда об их
происхождении и точном значении не задумываются, и когда они естественно, почти
непроизвольно, всплывают в подсознании» [см. об этом: Русакова О.Ф., 2000:264].
Из отечественных исследователей хотелось
бы упомянуть А.Я.Гуревича, основателя историко-антропологического направления,
который определяет ментальность как «невольные послания» эпохи, «в них
эпохакак бы помимо собственной воли
«проговаривается» о самой себе, о своих секретах».
На социокультурном и
социально-психологическом уровнях ментальность, по Гуревичу, можно
рассматривать как «видение мира», «картину мира» или «модель мира», складывающуюся
в сознании людей различных эпох. Отмечая многообразие аспектов, изучая которые,
можно воссоздать картину мира, Гуревич выделяет, в частности, образ природы и
ее познание, понимание места человека в общей структуре мироздания, оценку
возрастов жизни, в частности, детства и старости, восприятие смерти, болезней,
отношение к женщине, роль брака и семьи, сексуальную мораль и практику и пр. [Гуревич
А.Я.].
Определение менталитета как особой
категории важно для целого ряда наук. В перечисленных нами определениях явно
прослеживаются психологический, историографический, антропологический,
философский, социологический аспекты. Каким будет специфически лингвистический
взгляд на эту категорию, появится ли бесспорное определение языкового
менталитета, покажет ближайшее будущее.