ГЛАВНАЯ страница | Регистрация | Вход| RSS Воскресенье, 24.11.2024, 07:37

Удобное меню
  • ТЕСТЫ
  • В помощь учителям
  • В помощь изучающим
  • Родителям
  • Скачать
  • Развлечения
  • Нашим ученикам
  • ЕГЭ-2010-2011
  • Teachers' Cafe
  • Info
    Поиск
    Категории раздела
    Новости [2350]
    Информация
    фотообзоры

    Каталог статей

    Главная » Статьи » Новости образования » Новости

    МЕНТАЛЬНОСТЬ КАК КЛЮЧЕВОЕ ПОНЯТИЕ КОГНИТИВНОЙ ЛИНГВИСТИКИ

    Формирование категориально-понятийного аппарата любой науки – задача первостепенной важности. Терминологическая система когнитивной лингвистики комплектуется не только новыми терминами, активно используются  термины, заимствованные из других наук.

    Менталитет как научный термин пришел в лингвистику из работ историков, философов, психологов.

    Интерес к менталитету «вспыхнул» в общественном сознании в связи с перестроечными процессами в обществе. Хотя, надо признать, о  специфичности загадочной «русской души», «русского национального характера» любили говорить всегда.

    Категория «менталитет» ведет свое происхождение от прилагательного mentalis, появившегося в 14 веке и обозначавшего в средневековой схоластике принадлежность разуму, рассудку, уму. Заслуга введения этой категории в научный обиход принадлежит французским ученым М. Блоку и Л. Февру [см.: Кусов В.Г.].

    Особая заслуга в определении категории ментальности принадлежит исторической антропологии – направлению в международной историографии, возникшему в 60-70-е годы ХХ века. Под ментальностью изначально понимали «коллективную душу», коллективную «психею», включающую в себя ценностные установки, культурные формы, символы и мифы (Альфонс Дюпрон).

    В трудах выдающихся французских исследователей, таких, как Ж. Ле Гофф, эта категория находит свое развитие. Ментальность, по Ле Гоффу, - сфера воображаемого. Воображаемое не сводится к интеллектуальному представлению, к осмысленному восприятию какой-либо внешней реальности. Воображение не воспроизводит, а пересоздает реальность, претворяет ее в образы, рожденные фантазией, вдохновением, поэтическим чувством. Наиболее предпочтительные источники о мире воображаемого – произведения литературы и изобразительного искусства. Изучить мир воображаемого – значит проникнуть вглубь коллективного сознания общества.

    К сфере эмоций относит ментальность А.Буро - французский медиевист. Эмоции рассматриваются им как проявление коллективного начала, а идеи – как проявление начала индивидуального. Многие историки, отмечает Буро, в целях анализа коллективных эмоций «большинства» идут на некоторую подтасовку источников: выбирают источники, ориентированные на объединяющие людей моменты, обозначая их как коллективную ментальность. Эта мысль А.Буро удивительным образом переплетается с высказыванием Н.М.Карамзина, создателя «Истории государства Российского»: «И вымыслы нравятся; но для полного удовольствия должно обманывать себя и думать, что они истина» [Карамзин Н.М. Предания веков].

    Однако, на наш взгляд, самым замечательным «открытием» для лингвистики является мысль М.Фуко о том, что инструментом освоения реальности является речь, речевая практика людей, в ходе которой не только осваивается, «обговаривается» мир, но и складываются правила этого обговаривания, правила самой речи, а значит и соответствующие ментальные конструкции.

    Ментальность, таким образом, превращается в своего рода «грамматику согласия».

    Об этом же, на наш взгляд, говорит и немецкий историограф Герд Телленбах: «Ментальность – это естественное, само собой разумеющееся, часто даже импульсивное поведение и реагирование; непроизвольный, мало подверженный воздействию сознания образ мышления. Это хорошо проявляется в идиомах, передаваемых из уст в уста, пословицах, топосах, когда об их происхождении и точном значении не задумываются, и когда они естественно, почти непроизвольно, всплывают в подсознании» [см. об этом: Русакова О.Ф., 2000:  264].

    Из отечественных исследователей хотелось бы упомянуть А.Я.Гуревича, основателя историко-антропологического направления, который определяет ментальность как «невольные послания» эпохи, «в них эпоха  как бы помимо собственной воли «проговаривается» о самой себе, о своих секретах».

    На социокультурном и социально-психологическом уровнях ментальность, по Гуревичу, можно рассматривать как «видение мира», «картину мира» или «модель мира», складывающуюся в сознании людей различных эпох. Отмечая многообразие аспектов, изучая которые, можно воссоздать картину мира, Гуревич выделяет, в частности, образ природы и ее познание, понимание места человека в общей структуре мироздания, оценку возрастов жизни, в частности, детства и старости, восприятие смерти, болезней, отношение к женщине, роль брака и семьи, сексуальную мораль и практику и пр. [Гуревич А.Я.]. 

    Определение менталитета как особой категории важно для целого ряда наук. В перечисленных нами определениях явно прослеживаются психологический, историографический, антропологический, философский, социологический аспекты. Каким будет специфически лингвистический взгляд на эту категорию, появится ли бесспорное определение языкового менталитета, покажет ближайшее будущее.

    Категория: Новости | Добавил: Admin (01.06.2010)
    Просмотров: 2148 | Рейтинг: 0.0/0 |
    Дополнительный материал для Вас от сайта englishschool12.ru

    В копилку учителя
    Бонк Н.А. Английский шаг за шагом. (Курс...
    Транспорт в Праге

    Presents in Russia and America 
    Проблемы экологии. 
    The English Language 

    Уровни английского языка (классификация ...
    Примерное Содержание отчета по практике
    Тесты по английскому языку

    Использование ситуаций речевого общения 
    THE UNITED KINGDOM OF GREAT BRITAIN AND... 
    Голденков М. А. Азы английского слэнга и... 

    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Welcome
    Меню сайта
    Info
    Видео
    englishschool12.ru
    Info

    Сайт создан для образовательных целей
    АНГЛИЙСКАЯ ШКОЛА © 2024
    support@englishschool12.ru

    +12
    Все права защищены
    Копирование материалов возможно только при разрешении администратора сайта
    Сайт управляется системой uCoz