ГЛАВНАЯ страница | Регистрация | Вход| RSS Четверг, 26.12.2024, 20:15

Удобное меню
  • ТЕСТЫ
  • В помощь учителям
  • В помощь изучающим
  • Родителям
  • Скачать
  • Развлечения
  • Нашим ученикам
  • ЕГЭ-2010-2011
  • Teachers' Cafe
  • Info
    Поиск
    Категории раздела
    Новости [2350]
    Информация
    фотообзоры

    Каталог статей

    Главная » Статьи » Новости образования » Новости

    МЕНТАЛЬНОСТЬ КАК КЛЮЧЕВОЕ ПОНЯТИЕ КОГНИТИВНОЙ ЛИНГВИСТИКИ

    Формирование категориально-понятийного аппарата любой науки – задача первостепенной важности. Терминологическая система когнитивной лингвистики комплектуется не только новыми терминами, активно используются  термины, заимствованные из других наук.

    Менталитет как научный термин пришел в лингвистику из работ историков, философов, психологов.

    Интерес к менталитету «вспыхнул» в общественном сознании в связи с перестроечными процессами в обществе. Хотя, надо признать, о  специфичности загадочной «русской души», «русского национального характера» любили говорить всегда.

    Категория «менталитет» ведет свое происхождение от прилагательного mentalis, появившегося в 14 веке и обозначавшего в средневековой схоластике принадлежность разуму, рассудку, уму. Заслуга введения этой категории в научный обиход принадлежит французским ученым М. Блоку и Л. Февру [см.: Кусов В.Г.].

    Особая заслуга в определении категории ментальности принадлежит исторической антропологии – направлению в международной историографии, возникшему в 60-70-е годы ХХ века. Под ментальностью изначально понимали «коллективную душу», коллективную «психею», включающую в себя ценностные установки, культурные формы, символы и мифы (Альфонс Дюпрон).

    В трудах выдающихся французских исследователей, таких, как Ж. Ле Гофф, эта категория находит свое развитие. Ментальность, по Ле Гоффу, - сфера воображаемого. Воображаемое не сводится к интеллектуальному представлению, к осмысленному восприятию какой-либо внешней реальности. Воображение не воспроизводит, а пересоздает реальность, претворяет ее в образы, рожденные фантазией, вдохновением, поэтическим чувством. Наиболее предпочтительные источники о мире воображаемого – произведения литературы и изобразительного искусства. Изучить мир воображаемого – значит проникнуть вглубь коллективного сознания общества.

    К сфере эмоций относит ментальность А.Буро - французский медиевист. Эмоции рассматриваются им как проявление коллективного начала, а идеи – как проявление начала индивидуального. Многие историки, отмечает Буро, в целях анализа коллективных эмоций «большинства» идут на некоторую подтасовку источников: выбирают источники, ориентированные на объединяющие людей моменты, обозначая их как коллективную ментальность. Эта мысль А.Буро удивительным образом переплетается с высказыванием Н.М.Карамзина, создателя «Истории государства Российского»: «И вымыслы нравятся; но для полного удовольствия должно обманывать себя и думать, что они истина» [Карамзин Н.М. Предания веков].

    Однако, на наш взгляд, самым замечательным «открытием» для лингвистики является мысль М.Фуко о том, что инструментом освоения реальности является речь, речевая практика людей, в ходе которой не только осваивается, «обговаривается» мир, но и складываются правила этого обговаривания, правила самой речи, а значит и соответствующие ментальные конструкции.

    Ментальность, таким образом, превращается в своего рода «грамматику согласия».

    Об этом же, на наш взгляд, говорит и немецкий историограф Герд Телленбах: «Ментальность – это естественное, само собой разумеющееся, часто даже импульсивное поведение и реагирование; непроизвольный, мало подверженный воздействию сознания образ мышления. Это хорошо проявляется в идиомах, передаваемых из уст в уста, пословицах, топосах, когда об их происхождении и точном значении не задумываются, и когда они естественно, почти непроизвольно, всплывают в подсознании» [см. об этом: Русакова О.Ф., 2000:  264].

    Из отечественных исследователей хотелось бы упомянуть А.Я.Гуревича, основателя историко-антропологического направления, который определяет ментальность как «невольные послания» эпохи, «в них эпоха  как бы помимо собственной воли «проговаривается» о самой себе, о своих секретах».

    На социокультурном и социально-психологическом уровнях ментальность, по Гуревичу, можно рассматривать как «видение мира», «картину мира» или «модель мира», складывающуюся в сознании людей различных эпох. Отмечая многообразие аспектов, изучая которые, можно воссоздать картину мира, Гуревич выделяет, в частности, образ природы и ее познание, понимание места человека в общей структуре мироздания, оценку возрастов жизни, в частности, детства и старости, восприятие смерти, болезней, отношение к женщине, роль брака и семьи, сексуальную мораль и практику и пр. [Гуревич А.Я.]. 

    Определение менталитета как особой категории важно для целого ряда наук. В перечисленных нами определениях явно прослеживаются психологический, историографический, антропологический, философский, социологический аспекты. Каким будет специфически лингвистический взгляд на эту категорию, появится ли бесспорное определение языкового менталитета, покажет ближайшее будущее.

    Категория: Новости | Добавил: Admin (01.06.2010)
    Просмотров: 2155 | Рейтинг: 0.0/0 |
    Дополнительный материал для Вас от сайта englishschool12.ru

    НАСЕКОМЫЕ НА ВАШЕМ СТОЛЕ
    Осторожно: юмор:
    Скачать Секреты запоминания неправильных...

    Mass Media 
    Shopping 
    8-9 КЛАССЫ 

    Положение о порядке организации и провед...
    Английский язык для школьников №10
    Самые распространенные имена в США (Англ...

    Классификации научного знания. 
    Harry Potter and the Chamber of Secrets 
    ChandlerThe_Long_Goodbye 

    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Welcome
    Меню сайта
    Info
    Видео
    englishschool12.ru
    Info

    Сайт создан для образовательных целей
    АНГЛИЙСКАЯ ШКОЛА © 2024
    support@englishschool12.ru

    +12
    Все права защищены
    Копирование материалов возможно только при разрешении администратора сайта
    Сайт управляется системой uCoz