В 1990 году я окончил педагогический институт и был распределен в одну из русских школ города Кишинева. В Молдавии тогда проходили сложные социально-политические
процессы, которые естественно отражались на простых школьных преподавателях.В 1991 году был введен новый курс преподавания «История румын». Первое же знакомство с программой преподавания вызвало у преподавателей значительное количество вопросов, а большинство испытывало состояние шока. И дело заключалось даже не в том, что преподавательский состав не владел материалом по данному курсу (это дело наживное), а в самом системном подходе. Мне достались пятые классы, т.е. вчерашние ученики начальной школы. Это еще «мамкины дети». Они привыкли к одному преподавателю, к его манере и характеру ведения урока и соответственно подаче материала. Ребята в таком возрасте еще не могут долго концентрировать внимание, нудно писать, анализировать и т.п. Проведение уроков с такими детьми очень сложный процесс и я всегда, как говорится, снимаю шапку перед учителями начальных классов. Тему своего первого урока я запомнил на всю жизнь. Гласила она, согласно программе преподавания, так «Антинародная сущность пакта Риббентропа-Молотова». Тема, которая до сих пор является предметом спора историков и публицистов, должна была подаваться естественно без всяких дискуссий (а какие дискуссии в пятом классе) только однозначно плохо или хорошо. Короче говоря, крутился как уж на сковородке, чтобы не утвердить в сознании детей однозначное - это плохо или наоборот - это хорошо. Решил, подрастут, дойдут до изучаемого периода и там уже будут решать в силу своего понимания. Расположение подачи материала была не самая большая сложность. Хотя, если вы помните, в советское время на это обращали серьезное внимание. История СССР начиналась как предмет изучения в пятом классе, но учебник представлял собой набор исторических сказок , былин или повестей выложенных в хронологической последовательности, от первобытнообщинного строя до наших дней. У ребенка складывалось вполне определенное понимание исторического процесса. Никто в пятом классе материалы 25 сьезда КПСС и его стенограммы не изучал. Так вот, как я уже отмечал, это была не самая большая сложность. Второе, с чем мы столкнулись, это полное отсутствие каких либо вспомогательных материалов. Учебников нет в принципе, карт нет, методическое пособие для учителя, представляло собой маленькую ксерокопированную книжечку с основными вопросами по темам. Все. Что хочешь, то и делай. Попытки проводить лекционные занятия или давать материал под запись приводили к стабильному нулю на выходе. Красивые рассказы или записи под диктовку(три строчки за урок) ни к чему не приводили. И тогда мы стали на уроках рисовать. Давая географическое положения «румынскогопространства»(современная Румыния, Молдова и Трансильвания) мы с детьми, я на доске они в тетрадях, рисовали некие пограничные реки: Тису, Дунай, Днестр и Черное море, рисовали карпатские горы, внутренние реки и т.п. Определяя регионы, вместе с детьми разрабатывали символы региона и страны в целом, символы государственного устройства и управления. И так вот целый год. Нет, конечно, мы и писали, главные мысли, основные выводы записывались, но вцелом при подготовке к уроку. Мне приходилось , иначе говоря текстовый материал переводить в графический. Помимо учебников, у нас не было карт. Этот вопрос мы решили сами без помощи Министерства образования. Т.к. заплата учителя довольно маленькая, то большинство учителей на каникулах выезжали в Румынию , где продавали или перепродавали тот или иной товар. Естественно не минула участь сия и меня. Находясь в одной из таких «деловых» поездок в румынском городе Васлуй я зашел в одну из румынских школ и просто выпросил учебник по истории Румынии себе в подарок. Ценность этого учебника для меня была в том, что в конце книги были карты вкладыши. Вот благодаря этим вкладышам наша школа получила карты. Мы, вместе с коллегой нарисовали сами 12 карт-планшетов в хронологической последовательности, естественно внеся свои собственные изменения. Карты- планшеты размером 1х1 м были развешаны хронологически в кабинете и долго являлись предметом нашей гордости.
Вот такая иногда бывает профессия учителя.
|