– Надоело учиться, – сказал Петя маме, придя из школы в плохом настроении. Он скинул свой ранец на пол и грустный сел на диван. – Что-нибудь в школе случилось? – спросила Петю мама. – Каждый день одно и то же. Эти цифры и буквы уже в глазах мерещатся. Скоро уже по ночам сниться будут. – Неужели так трудно учиться? – Сегодня опять не погуляю, – сказал Петя чуть не плача. – Опять кучу домашних заданий задали, до ночи придется сидеть. Только Петя пообедал и сел за математику, как раздался звонок в дверь. Это пришел Леша, Петин одноклассник, и стал спрашивать, выйдет ли Петя гулять. – Нет, – говорит мама, – ему сегодня много домашнего задания задали. – Как это много, – удивился Леша, – нам сегодня мало задали, я уже все уроки сделал. – Тебе, может быть, и мало задали, а вот Пете, наверное, ваша учительница всегда много задает. Леша ушел, а через полчаса опять кто-то в дверь позвонил. Пришли Ростик и Андрей, тоже одноклассники Пети. – А можно к Пете в гости? – спросили они Петину маму. – Нет, нельзя, Пете сегодня много уроков на дом задали, он еще не все сделал. – Как это много, – ребята удивленно переглянулись между собой, – наоборот, нам мало задали, мы уже давным-давно все сделали. – Вот странно, как это мало, – сказал Петя выйдя из комнаты в коридор, – почему это вам мало учительница наша задает, а мне каждый раз помногу? – А может быть, ты что-то напутал в классе и неправильно записал домашнее задание? Ребята втроем стали проверять Петин дневник, и оказалось, что Петя все записал правильно, и ему задали ровно столько, сколько и всем остальным. Когда ребята ушли, Петя
почесал затылок и задумчиво произнес: – Вот непонятная задачка получается, ничего не понимаю. Как это они все уже успели сделать, а я до ночи с уроками мучаюсь. – Зато мне все стало ясно и понятно, – сказала мама. – Твои друзья собрали всю свою волю, сели за уроки и, не отвлекаясь на всякую ерунду, быстро их сделали. Поэтому и
кажется им, что мало на дом задают. А ты то подскакиваешь, то машинку под столом катаешь, то отдых через каждые пять минут, вот и дотягиваешь уроки до самой ночи. – А у меня так не получается, – сказал Петя, – я не могу делать уроки, не отвлекаясь и не вставая из-за стола. – Это потому, что у тебя воля слабая и нетренированная, только на всякую чепуху и игры ее хватает, а вот на учебу или что-то трудное ее у тебя мало. – Как это нетренированная, ее что, тренировать можно? – удивился Петя. – Конечно, волю тренируют, так же, как и мышцы на руках и ногах, но только потихоньку и понемногу, – ответила мама. – На что-то очень трудное у тебя воли сразу не хватит. Нужно по чуть-чуть каждый день заставлять себя делать все более и более трудные дела. Например, тебе задали три
задачи, а ты взял и четвертую решил. – Так это же трудно, я тогда еще дольше уроки буду делать, – сказал Петя. – Но для начала ты можешь, делая уроки, постараться совсем не брать в руки игрушек, а уже потом, как в школе, целый урок выучить не вставая и без отдыха. После разговора с мамой Петя занялся тренировкой своей воли. Совсем не легким делом было от приятного отказываться и трудное делать. Тяжело Пете было поначалу, но
вскоре ему стало казаться, что домашнего задания задают все меньше и меньше. Теперь уже Петя никогда не говорил, что ему много уроков задают, ведь он знал, что если ка-
жется, что уроков много задают, то это значит, что воли в человеке мало.
[?] – Почему Петя считал, что учительница задает много домашнего задания? – Можно ли тренировать волю и как это делается? (Постепенно делая что-то трудное и отказываясь от приятного) – От чего часто зависит, много или мало вам задают уроков на дом? – От чего одна и та же работа одному человеку кажется тяжелой и трудной, а другому не трудной и даже легкой? (От количества воли в человеке).
|