Не подсовывать ему вместо дружественного и открытого мира - мир ощетинившийся и враждебный. Не разочаровывать ребенка в жизни, даже если мы сами склонны к пессимистическому мировосприятию. Не дышать на детскую душу холодом и пустотой. Пусть она не будет подобна бледным и слабым растениям, проросшим в темноте, без солнечного света. Не назидать. Занудные нотации "растачивание мозгов" - самое беспомощное оружие воспитателя. Даже если мы добиваемся своего, плоские назидания въедаются в сознание, способствуя его примитивизации. Не применить к ребенку насилия даже если оно носит характер заботы. Не заставлять есть, если у ребенка сегодня нет аппетита; не укладывать окриком в постель, если он сегодня бодр и ему не спится. Это - преступление перед ребенком: заботясь о нем, доводить его до слез, до истерики... Даже если при этом вам и удалось влить в малыша лишнюю ложку супа, и если, утомившись от слез он все же уснул, - ни сон, ни еда не оправдают тот урон, который причинили детской душе ваши крики, угрозы и шлепки. Не считать малыша виноватым. Виноваты всегда взрослые, не сумевшие до него что-то донести, чему-то его научить, правильно сориентировать.
|