Процесс речи для нас так же естествен, как дыхание, ходьба или еда. Нам кажется, что наша речь течет без всякого труда, как только в ней возникает потребность и лишь когда мгновение или болезнь лишают нас речи, когда мы "ищем слова" или с жалостью останавливаемся перед глухим, который обречен жить вне нашего круга, потому что лишен дара речи, лишь в тех случаях, когда мы беспомощно останавливаемся перед ситуациями речевого бессилия, мы осознаем, как много с этим связано. Язык значит больше, чем мимика. Многие столетия ученые и поэты пытаются описать воздействие языка и выяснить его сущность. Язык - это больше, чем мимика или жесты. Разумеется, я могу кое-что выразить, когда я пожимаю плечами, многозначительно поднимаю глаза или стыдливо их опускаю, трясу или киваю головой, стараюсь придать своему лицу капризное, радостное, ироническое выражение. Как мимика, так и жесты являются принадлежностью языка; их изучает специальная исследовательская дисциплина, кинетика. Однако языком они являются так же мало, как подношение розы, незабудки, бессмертника или как положение марки на конверте, которая, будучи наклеена криво или вверх ногами, может кое-что сообщить получателю, который заранее осведомлен о значении этих признаков. Все это выражает не больше, чем условлено. Языки цветов и знаков имеют - как это чувствует каждый - лишь ог- 10 раниченные возможности выражения. Они используются, если "естественный" язык по каким-то причинам отказывает: возможно то, что здесь передано, должно остаться тайной, понятной только посвященному партнеру или уста неспособны облечь в слова то, что сердцу так хочется сообщить. Тот, кто наблюдает глухонемых во время их "разговора", удивляется, насколько быстро и выразительно они формируют свои жесты и мимику, как хорошо понимают друг друга и как быстро отвечают. Однако такой наблюдатель подавленно замечает, что этой замене нехватает самого лучшего, что есть в естественном языке. Язык - это больше, чем звук. Очевидно, что именно звук помогает естественному языку оставить далеко позади любую сигнализацию при помощи цветов или знаков, о которой мы говорили. Противоположностью языка является немота (не молчание! Молчание - это возможность языка, речи!). Если люди уславливаются о значении разных внеречевых явлений (жесты, цветы, почтовые марки), то в случае необходимости с их помощью можно понять друг друга, однако тем не менее по существу это будет искусственной заменой естественного исполнения. Здоровый человек обладает способностью использовать для осуществления речевого потока дыхание, которым он наполняет свои легкие, и делать его слышимым с помощью голосовых связок. Когда мы кричим от боли или радости, мы не делаем ничего, кроме этого. Однако крик, несформированный (не "артикулированный") звук - это еще не язык. Мы формируем его, когда различным образом двигаем языком, губами, нижней челюстью и "язычком" в глотке, который отделяет полость рта от голосовых связок; при этом мы можем пропускать голосовой поток через рот или нос. Все это, взятое по отдельности, представляет трудные операции: мы 11 смыкаем губы одна к другой или выпячиваем их наружу, одновременно касаемся кончиком языка нижних зубов или полностью сворачиваем язык; мы открываем рот широко или только немного, напрягаем язычок или отпускаем его, и при этом прежде всего направляем голосовой поток туда, где он нам нужен. Звук является результатом всех этих усилий, которых мы, впрочем, совершенно не замечаем. Мы можем заставить его звучать тихо или громко, можем придавать ему дружеский, резкий, скептический тон. Каждый знает, как важна при разговоре тональность; однако и она, так же как и мимика, является только дополнением речи. Язык - это больше, чем слово. Звук - это еще не язык. Хотя мы и можем выразить нечто определенное при помощи звуков "О!" и "Ааа!" и "М-м", все-таки у нас слишком мало звуков, чтобы удовлетворить потребность в общении. Именно поэтому мы молниеносно группируем наши звуки, образуем из них короткие и длинные звуковые группы и делаем с ними то, что нам приходится делать с жестами, цветами или почтовыми марками: мы придаем им смысл. Так возникают слова. Этой способностью образовывать звуковые группы и придавать им смысл обладает только человек и возможно, что это самое человеческое, самое решающее изо всех его дарований.
|