Исторически общение между людьми возникало и складывалось
прежде всего непосредственно в совместной трудовой деятельности. Для
объединения усилий и организации совместной деятельности людям было необходимо
понимать ее смысл, свое место и свою роль в ней, а также умело сотрудничать с
другими ее участниками. А это было возможно только благодаря общению с
партнерами с помощью слов, жестов, мимики и других вербальных и невербальных
средств.
В большинстве случаев межличностное общение оказывается
вплетенным в ту или иную деятельность, выступает в качестве существенного и
неотъемлемого ее атрибута, важного условия ее успешности. Вне общения людей
друг с другом немыслимы не только трудовые процессы, но также учение, игра и
многие другие виды деятельности. Вид и характер деятельности, которую
обслуживает общение, оказывают определенное влияние на содержание, форму и
особенности протекания самого процесса общения между ее участниками.
Поскольку любая деятельность предполагает конкретное
распределение ролей между участниками, наделение их определенными правами и
обязанностями, то общение конкретного учителя со своими учениками будет
существенно отличаться от общения этого учителя в кругу сверстников в игровой
деятельности на досуге. Наряду с этим общение может протекать как
самостоятельный процесс, не обслуживающий никакую деятельность. Через это
общение происходит удовлетворение потребности человека в контакте с другими
людьми, в результате чего создаются условия, при которых внутренний мир одного
человека раскрывается для другого.
Деятельность и общение могут рассматриваться как две
примерно равнозначные категории, отражающие две стороны социального бытия
человека. Общение может быть представлено как сторона деятельности, выступающая
в роли ее предпосылки, условия, внутреннего или внешнего фактора.
Следовательно, общение можно рассматривать и как особого рода деятельность, и
как один из атрибутов той или иной деятельности. Вместе с тем наряду с
материальным общением, предусматривающим, что духовная активность субъекта
имеет целью лишь управление его практическими действиями, имеет место и общение
духовное, целью которого является духовное единение партнеров, достижение их
духовной общности.
Педагогическое общение – это специфическая форма общения,
имеющая свои особенности и в то же время подчиняющаяся общим психологическим
закономерностям, присущим общению как форме взаимодействия человека с другими
людьми, включающей коммуникативный, интерактивный и перцептивный компоненты.
Педагогическое общение – это совокупность средств и методов, обеспечивающих
реализацию целей и задач воспитания и обучения и определяющих характер
взаимодействия педагога и учащихся.
Исследования в области педагогической психологии показывают, что
значительная часть педагогических трудностей обусловлена не столько
недостатками научной и методической подготовки преподавателей, сколько
деформацией сферы профессионально-педагогического общения. Анализ уже первых
профессиональных шагов преподавателей обнаруживает явление, которое можно было
бы назвать педагогическим импринтингом (мгновенным запечатлением): результаты
самых первых контактов с учащимися определяют выбор направления, по которому
пойдет дальнейшая эволюция профессионально-педагогического общения.