ОСОБЕННОСТИ И СТРУКТУРА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Педагогическая деятельность – это особый вид
социальной (профессиональной) деятельности, которая направлена на реализацию
целей образования.
Традиционно основными видами педагогической деятельности,
осуществляемыми в целостном педагогическом процессе, являются обучение и
воспитание. Обучение, осуществляемое в рамках любой организационной формы,
имеет обычно жесткие временные ограничения, строго определенную цель и варианты
способов ее достижения. Важнейшим критерием эффективности обучения является
достижение учебной цели. Воспитательная работа, также осуществляемая в рамках
любой организационной формы, не преследует прямого достижения цели, поскольку
она недостижима в ограниченные временными рамками организационной формы сроки.
В воспитательной работе можно предусмотреть лишь последовательное решение
конкретных задач, ориентированных на цель. Важнейшим критерием эффективного
решения воспитательных задач являются позитивные изменения в сознании
воспитанников, проявляющиеся в эмоциональных реакциях, поведении и
деятельности. Также трудно в развивающейся личности выделить результат
деятельности именно педагога-воспитателя.
Выявление специфики основных видов педагогической
деятельности показывает, что преподавание и воспитание в их диалектическом
единстве имеют место в деятельности педагога любой специальности. Цели обучения
и воспитания являются по отношению к системе обучения и воспитания внешним
компонентом: их задает общество, которое определяет эффективность
функционирования этой системы.
Структура педагогической деятельности.
Для эффективного выполнения педагогических функций
современному педагогу важно осознавать структуру педагогической деятельности,
взаимосвязь ее основных компонентов, с помощью которых она осуществляется,
педагогические действия, профессионально-важные умения и психологические
качества (ПВУ и К), необходимые для ее реализации. В отличие от принятого в
психологии понимания деятельности как многоуровневой системы, компонентами
которой являются цель, мотивы, действия и результат, применительно к
педагогической деятельности преобладает подход выделения ее компонентов как
относительно самостоятельных функциональных видов деятельности педагога.
Рассмотрим оба подхода.
1. В структуре педагогической деятельности выделяют
следующие компоненты (с соответствующими способностями, которые проявляются в
умениях):
– конструктивная деятельность –
конструктивно-содержательная (отбор и композиция учебного материала,
планирование и построение педагогического процесса), конструктивно-оперативная
(планирование своих действий и действий учащихся) и конструктивно-материальная
(проектирование учебно-материальной базы педагогического процесса);
– организаторская деятельность – выполнение системы
действий, направленных на активное включение студентов в различные виды деятельности,
организацию совместной деятельности, самоорганизацию собственной деятельности
преподавателя в вузе;
– коммуникативная деятельность – установление
педагогически целесообразных отношений педагога с воспитанниками, другими
педагогами, родителями, представителями общественности;
– гностический компонент – система знаний и умений
преподавателя, а также определенные свойства познавательной деятельности,
влияющие на ее эффективность;