Обучаемость – это общая способность индивида к усвоению
новых знаний, формированию умений и навыков. Обучаемость характеризует уровень
психического развития человека, сформированность у него обобщенных способов
действий. Обучаемость формируется с раннего детства. Особенно важно при этом
эффективно использовать сензитивные периоды развития личности – периоды
наибольшей предрасположенности человека к усвоению определенных сфер
социального опыта.
Важнейшим показателем обучаемости является то количество
дозированной помощи, которая необходима учащемуся для достижения заданного
результата.
Обученность – это тезаурус, или запас усвоенных
понятий и способов деятельности. То есть система знаний, умений и навыков,
соответствующая норме (заданному в образовательном стандарте ожидаемому
результату).
Процесс усвоения знаний осуществляется поэтапно в
соответствии со следующими уровнями: различения или узнавания предмета
(явления, события, факта); запоминания и воспроизведения предмета, понимания,
применения знаний на практике и переноса знаний в новые ситуации.
Качество знаний оценивают по таким показателям, как их
полнота, системность, глубина, действенность, прочность.
Одним из основных показателей перспектив развития учащегося
является способность ученика к самостоятельному решению учебных задач (близких
по принципу решения в сотрудничестве и с помощью учителя).
В качестве внешних критериев эффективности процесса обучения
принимают:
– степень адаптации выпускника к социальной жизни и
профессиональной деятельности;
– темпы роста процесса самообразования как
пролонгированный эффект обучения;
– уровень образованности или профессионального
мастерства;
– готовность повысить образование.
В практике обучения сложилось единство логик учебного
процесса: индуктивно-аналитической и дедуктивно-синтетической. Первая
ориентирует на наблюдение, живое созерцание и восприятие реальной
действительности и лишь затем на абстрактное мышление, обобщение,
систематизацию учебного материала. Второй вариант ориентирует на введение
учителем научных понятий, принципов, законов и закономерностей, а затем на их
практическую конкретизацию.
Обучаемость – способность к овладению нового, в том числе
учебного, материала (новых знаний, действий, новых форм деятельности).
Обучаемость, основываясь на способностях(в частности, особенности сенсорных и
перцептивных процессов, памяти, внимания, мышления и речи) и познавательной
активности субъекта, по разному проявляется в разных деятельностях и в разных
учебных предметах. Особенное значение для повышения уровня обучаемости имеет
формирование на определенных, сензитивных этапах развития, в частности при
переходе от дошкольного детства к систематическому обучению в школе,
метакогнитивных навыков, к которым относится управление познавательными
процессами (планирование и самоконтроль, проявляющиеся, например, в произвольном
внимании, произвольной памяти), речевые навыки, способности к пониманию и
использованию различных видов знаковых систем (символической, графической,
образной).