Одним
из сложных и малоразработанных направлений деятельности психолога, работающего
в образовании, является работа с педагогами. Это можно объяснить несколькими
причинами:
1)
непроработанность системного понимания процесса профессионального и личностного
развития педагога. Функцию развития педагога в школе обеспечивают Институт
повышения квалификации, сторонние консультанты или завуч школы, отвечающий за
работу с кадрами, методисты или психолог. Недостаточно четко сформулированы
цели, задачи и методы работы с педагогами, не ясно, кто и за что несет
ответственность при решении вопроса профессионального развития педагога;
2)
отсутствие научно обоснованных критериев оценки деятельности педагогических
работников;
3)
отсутствие методических разработок (рекомендаций), диагностических средств,
обеспечивающих эффективное взаимодействие психолога с педагогом в
образовательном учреждении;
4)
снижение престижа педагогического труда, его общественной значимости, ухудшение
условий работы педагогов. В.Б. Ольшанский приводит следующие данные: нагрузка,
превышающая норму, - у 62,8% учителей; учитель выполняет более 300 видов
деятельности; полностью удовлетворены состоянием нервной системы лишь 14,8%
учителей, состоянием физического здоровья - 50,3%; высок процент распада
учительских семей; в 25% семей мужья негативно относятся к профессии
жены-учительницы.
В отечественной
педагогической психологии достаточно много исследований, посвященных труду
учителя. Проведен анализ структуры педагогической деятельности и ее функций,
изучены качества личности педагога, описаны стили педагогического общения и
факторы, влияющие на него, даны типология личности педагога, особенности его
мышления, представлены технологии работы психолога с педагогами.
Разработка концепции
педагогических способностей представляет собой целостное представление о педагогических
способностях: дана характеристика способностей, специфических именно для
педагогической деятельности, уровней их развития, связь способностей и
эффективности деятельности педагога [1].
Схема анализа
педагогической деятельности построена на основе трех базовых категорий отечественной
психологии -деятельности, общении, личности. Труд учителя составляет единство
осуществления педагогической деятельности, педагогического общения и
самореализация личности учителя. Эффективность труда определяется обученностыо
и воспитанностью школьника, профессиональной компетентностью учителя, который
должен на достаточно высоком уровне осуществлять педагогическую деятельность,
педагогическое общение. Этим реализуется личность учителя, благодаря которому
достигаются хорошие результаты в обученности и воспитанности школьников. В
каждой из этих трех сторон выделяют следующие составляющие [3]:
- профессиональные
(объективно необходимые) психологические и педагогические знания;
- профессиональные
психологические позиции, установки учителя;
- личностные особенности,
обеспечивающие овладение учителем профессиональными знаниями и умениями.
Особенность данного подхода
заключается в том, что в нем рассматривается процесс и результат труда учителя
как с точки зрения объективных характеристик (профессиональные знания и
умения), так и субъективных (профессиональных позиций и личностных
особенностей). Таким образом, складывается целостная картина профессиональной
компетентности, которая может лечь в основу решения многих практических
вопросов, в частности: какие знания необходимы педагогу для осуществления
деятельности? Каковы методы формирования профессиональных умений педагога?
Каковы механизмы влияния на психологическую позицию учителя?
В структуре
педагогической деятельности выделены педагогические цели и задачи, педагогические средства и
способы решения поставленных задач, анализ и оценка педагогических действий
учителя. Проанализирована структура педагогического общения, которое
рассматривается как главный инструмент во взаимодействии с ребенком. Выделены
информационная, социально-перцептивная, самопрезентативная, интерактивная и
аффективная функции педагогического общения. На основе двух групп способностей
- проектировочно-гностических и рефлексивно-перцептивных - выделяется пять
профессионально значимых качеств, необходимых для осуществления педагогической
деятельности: педагогическое целеполагание, педагогическое мышление,
педагогическая рефлексия, педагогический такт, педагогическая направленность
[2].
В первую очередь у педагога
надо развивать социальную перцепцию и эмоциональную реактивность, гибкость
поведения, самоуважение и уважение ребенка. Отсюда так важны предлагаемые
традиционные методы обучения педагогов (психолого-педагогический консилиум,
семинар, тренинги) и оригинальные методики повышения его психологической
компетентности [2].
Содержание деятельности
учителя в процессе освоения учителем педагогических функций включает рассмотрение структуры
практического мышления и его функциональный состав. Исследования говорят о
необходимости преобразования психологических знаний в педагогической
деятельности, о развитии оценочно-рефлексивной позиции учителя как необходимого
момента и свидетельства зрелости педагогической деятельности и насыщении
личностными смыслами механизма использования знаний в деятельности учителя.
Данный подход представляет собой целостное теоретико-экспериментальное
исследование процессов использования психолого-педагогических знаний в
структуре мышления, деятельности и практического опыта учителя [9].
Большой интерес представляют
исследования роли, места и стилей общения в педагогической деятельности.
Указанные разработки,
несомненно, обогащают представления психологов о педагогической деятельности,
но необходима специальная работа по их переводу в технологии практической
деятельности психолога с педагогами.
Обращаясь
к педагогам, У. Джеймс писал: «Вы очень глубоко заблуждаетесь, если думаете,
что из психологии, т.е. из науки о законах душевной жизни можно непосредственно
для школьного употребления вывести определенные программы, планы или методы
преподавания. Психология - наука, а преподавание - искусство. Логика еще не
научила ни одного человека правильно мыслить, и точно так же научная этика еще
никого не заставила хорошо поступать. Наука только указывает границы, в которых
приложимы правила искусства, и законы, которых не должен переступать тот, кто
занимается этим искусством» [6. - С. 17-18].
Вопросы и задания
1.В чем, на ваш взгляд, заключаются объективные и
субъективные факторы, осложняющие работу педагога?
2.Почему одним из наиболее сложных остается такое направление
работы психолога образования, как взаимодействие с педагогом?
Вспомните свой опыт обучения в
школе. Кто из учителей, на ваш взгляд, был наиболее эффективным, успешным?
Обоснуйте свой ответ.