В сложном и динамичном педагогическом процессе педагогу
приходится решать бесчисленное множество типовых и оригинальных задач
воспитания, которые всегда являются задачами социального управления, поскольку
обращены к гармоничному развитию личности. Как правило, задачи эти – со многими
неизвестными, со сложным и вариативным составом исходных данных и возможных
решений. Чтобы уверенно прогнозировать искомый результат, принимать
безошибочные научно обоснованные решения, педагог должен профессионально
владеть методами воспитания.
Под методами воспитания следует понимать способы
профессионального взаимодействия педагога и учащихся с целью решения
образовательно-воспитательных задач. Отражая двуединый характер педагогического
процесса, методы являются одним из тех механизмов, которые обеспечивают
взаимодействие воспитателя и воспитанников. Это взаимодействие строится не на
паритетных началах, а под знаком ведущей и направляющей роли учителя, который
выступает руководителем и организатором педагогически целесообразной жизни и
деятельности учащихся.
Метод воспитания распадается на составляющие его элементы
(части, детали), которые называются методическими приемами. По отношению к
методу приемы носят частный, подчиненный характер. Они не имеют самостоятельной
педагогической задачи, а подчиняются той задаче, которую преследует данный
метод. Одни и те же методические приемы могут быть использованы в разных
методах.
Процесс воспитания характеризуется разносторонностью
содержания, исключительным богатством и мобильностью организационных форм. Есть
методы, отражающие содержание и специфику воспитания; есть методы,
непосредственно ориентированные на работу с младшими или старшими школьниками;
есть методы работы в каких-то специфических условиях. Но есть и общие методы
воспитания в системе образования. Общими они называются потому, что сферы их
применения распространяются на весь воспитательный процесс.
Исходя из вышесказанного предлагаем систему общих методов
воспитания: методы формирования сознания личности (рассказ, беседа, лекция);
методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения
личности (приучение, метод создания воспитывающих ситуаций, педагогическое требование);
методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения личности
(соревнование, познавательная игра, дискуссия, эмоциональное воздействие,
поощрение, наказание и др.); методы контроля, самоконтроля и самооценки в
воспитании.
Под средствами воспитания понимаются способы организованного и
неорганизованного воздействия, при помощи которых одни люди воздействуют на
других с целью выработать у них определенные психологические качества и формы
поведения, т. е. это действия, направленные на изменение личности
воспитуемого. Средства воспитания могут быть: прямыми – непосредственные личные
воздействия на человека; косвенными – воздействия, организуемые с помощью либо
средств (книги, мнения других и т. п.); осознанными – воспитатель
сознательно ставит определенные цели, а воспитанники принимают их;
неосознанными – осуществляются без преднамеренного воздействия; эмоциональными
– с использованием определенных аффективных состояний; когнитивными –
нацеленными на систему знаний человека и ее преобразование; поведенческими –
направленными непосредственно на поступки человека.