Развитие психики
может сильно деформироваться также и от сильного испуга. Например, если ребенка
чуть не сбила машина при переходе улицы, то страх перед машинами останется у
него на долгое время (если не навсегда) и будет влиять на все выборы, которые
он будет делать в своей жизни. И из-за этогопсихика человека сформируется несколько иначе, чем если бы этого испуга
не было.
Например, если
для того, чтобы пойти в музыкальную школу, надо будет переходить улицу, то
ребенок сделает все, чтобы эту страшную процедуру не выполнять. Таким образом,
страх перед машинами лишит его музыкального образования. И это, наверное, самое
безобидное последствие перенесенного когда-то страха. Чаще всего неприятности
бывают намного серьезнее.
Кстати, именно
благодаря этому механизму у детей появляются страхи после просмотра или
прослушивания страшных сказок. У них настолько яркое воображение,
восприимчивость к информации настолько велика, что любые страшные события (будь
они реальными или же только воображаемыми) вызывают соответствующую реакцию
части «Я», ответственной за самосохранение.
Поэтому их надо
оберегать от бесконтрольного просмотра мультфильмов. По этой же причине мы
считаем, что до подросткового возраста дети НЕ ДОЛЖНЫ присутствовать на
похоронах! Пусть даже это похороны самых близких родственников.
Страх смерти у многих людей может быть связан с
ритуалом похорон. Когда ребенок видит, как взрослые плачут и горюют, он,
естественно, начинает считать, что с тем, кто лежит в гробу, произошло что-то
страшное. А значит, этого надо в будущем бояться.
Но должны тебе,
сынок, сказать, что такое воспитание имеет некоторое рациональное зерно. Когда
родители стращают своих детей чем-либо, они внедряют в них экзистенциальный
страх (страх перед жизнью). Родители не понимают – зачем это делают, но на
самом деле они при этом как бы говорят: пусть ребенок будет больным,
невротичным и совершенно не адаптированным в социуме. Но живым, а не мертвым!
То есть общество, чуть ли не сознательно платит за общественное спокойствие
неврозами и психозами своих членов, внедряя в детей те программы, которые мы
описали в данной части книги!
Многие люди всю
жизнь страдают от железных шипов подобного "воспитания".У каждого человека есть "задний
двор", где чертополох перемешан с цветами. Никто не пережил идеального
детства!
У нас больше силы, чем воли, и мы часто, чтобы
оправдать себя в собственных глазах, находим многое невозможным для нас.
Ф.Ларошфуко.
Все моральные проповеди,
которые призывают людей вести более аскетический образ жизни, призывающие
сдерживать или подавлять свои потребности, имеют очень важное обоснование:человек не может слепо следовать своему
животному естеству, а должен, наоборот, управлятьи пользоваться им во благо себе и обществу.
Но из-за этого приходится держать себя в таких "ежовых” рукавицах, чтоот этого у человека могут появиться серьезные
личные проблемы.
Сынок! Мы абсолютно уверены, что мы с твоей мамой были, есть и будем для
тебя самыми важными людьми на белом свете. И мы пишем это не потому, что нам
так хочется. Это закон, который действует в человеческом обществе по
объективным причинам. Родители приводят своего ребенка в этот мир, они рядом с
ним в первые годы его жизни, его благополучие в это время на 100% зависит от
них. С их помощью он осваивает львиную долю навыков и умений, которые помогут
ему вписаться в этот мир наименее безболезненно. То есть в первые годы жизни
для ребенка родители являются ВСЕМ! И, понятно, что это положение дел никуда не
девается в течении всей жизни человека. Родители и дети, каковы бы ни были у
них отношения, на всю жизнь и намертво связаны друг с другом.