В настоящее время концепция педагогических способностей,
развиваемая Н.В. Кузьминой, представляет собой наиболее полную системную
трактовку. В этой концепции все педагогические способности соотнесены с
основными аспектами (сторонами) педагогической системы.
Система представляется как множество взаимосвязанных
элементов, образующих устойчивое единство и целостность, обладающее
интегральными свойствами и закономерностями.
Педагогическая система определяется как множество
взаимосвязанных структурных и функциональных компонентов, подчиненных целям
воспитания, образования и обучения подрастающего поколения и взрослых людей.
Структурные компоненты – это основные базовые
характеристики педагогических систем, совокупность которых образует факт их
наличия и отличает от всех других (не педагогических) систем. В трактовке Н.В.
Кузьминой педагогическая система включает пять структурных элементов: цели,
содержание образования (учебная информация), средства педагогической
коммуникации, учащиеся и педагоги. Кроме того, ученый рассматривает и
функциональные компоненты.
Функциональные компоненты – это устойчивые базовые
связи основных структурных компонентов, возникающие в процессе деятельности
руководителей, педагогов, учащихся и тем самым обусловливающие движение,
развитие, совершенствование педагогической системы и вследствие этого их
устойчивость, жизнестойкость, выживаемость. Выделяются пять основных
функциональных компонентов: гностический, проектировочный, конструктивный,
коммуникативный и организаторский. Эти же элементы являются элементами
индивидуальной педагогической деятельности.
В связи с этим в структуре педагогических способностей
выделяются два ряда признаков:
1. Специфическая чувствительность педагога как субъекта
деятельности к объекту, процессу и результатам собственной педагогической
деятельности, в которой учащийся выступает в роли субъекта-объекта
педагогического воздействия.
2. Специфическая чувствительность педагога к учащемуся
как субъекту общения, познания и труда, поскольку главными средствами
воспитания являются виды деятельности формирующейся личности (т. е. самого
учащегося) и способы их организации в целях получения искомого конечного
результата.
Первый уровень составляют перцептивно-рефлексивные
способности, обращенные к объекту-субъекту педагогического воздействия,
т. е. к учащемуся, в связи с самим собой (педагогом). Они обусловливают
интенсивность формирования сенсорного фонда личности педагога. Второй
уровень составляют проектировочные педагогические способности, обращенные к
способам воздействия на объект-субъект учащегося, в целях формирования у него
потребности в саморазвитии, самоутверждении, в гражданственном и
профессиональном становлении.
Перцептивно-рефлексивные педагогические способности, в свою
очередь, по мнению Н.В. Кузьминой, включают три вида чувствительности.
1. Чувство объекта.
2. Чувство меры или такта.
3. Чувство причастности.
Уровень сформированности перцептивно-рефлексивных педагогических
способностей обеспечивает формирование педагогической интуиции, которая, в свою
очередь, может быть как «хорошей», т. е. помогающей продуктивно решать
педагогические задачи, так и «плохой», т. е. подсказывающей неверные
решения. Таким образом, перцептивно-рефлексивные педагогические способности
«специализируются» на анализе взаимодействия между субъектом
профессионально-педагогического творчества и учащимся, за которого он отвечает.