Учение – одна из основных форм деятельности
организма. По существу, учение едино, но эволюци-онно разрозненно и качественно
различно на разных эволюционных стадиях. В учении можно выделить очень много
аспектов (психологический, педагогический, социальный, антропологический,
кибернетический и т. п.).
Психология, рассматривая учение с эволюционной точки зрения,
исходит из биологических и физиологических основ учения. Учение – это общее
явление в жизни организмов. Его можно определить, как такие изменения в
поведении, которые возникают на основе приспособления индивида к изменяющимся
условиям жизни.
В отношении человека необходимо учитывать активный характер
учения. В этом смысле учение – это такая форма деятельности, в ходе которой
индивид изменяет свои психические свойства и поведение не только под влиянием
внешних условий, но и в зависимости от результатов своих собственных действий.
В процессе учения происходят различные сложные изменения
познавательных и мотивационных структур, на основе которых поведение индивида
принимает целевой характер и становится организованным. Эти системы изменения
носят вероятностный характер.
В теории учения, как ее рассматривает теория общих систем,
объединены точки зрения бихевиористи-ческой психологии и методологический
подход когнитивной психологии и теории систем.
Специфичность учения в психологии обусловлена тем, что оно
рассматривается прежде всего как активность субъекта. Здесь увязываются воедино
структурный и функциональный метод и идея развития. В ходе процесса учения
совершаются качественные превращения.
В зависимости от врожденных особенностей в процессе учения у
индивида вырабатываются структуры способностей и характерологических
особенностей, являющихся вместе с сознанием высшими регулятивными инстанциями
поведения человека.
Эволюционная точка зрения учитывает место учения в
онтогенезе и определяет учение как основной фактор психического развития: на
его основе развивается человеческая личность. Само же развитие – сложный
многоплановый процесс, а не простая сумма выученного.
Процесс учения зависит от многих условий, в том числе и
социальных: влияние группы на учение, этнические влияния, социальная
обусловленность психических изменений и т. д.
Учение играет огромную роль в социализации ребенка, которая
осуществляется при контактах с другими людьми и продуктами культуры на основе
усвоения культурно-исторического опыта, вложенного в предметы, язык,
познавательные системы (А.Н. Леонтьев). Социальный контроль в данном случае
осуществляется путем использования специфических отношений и социальной
обратной связи.
В жизни общества учение выполняет следующие функции:
1))передает общественный опыт последующим поколениям,
которые развивают и обогащают его;
2) способствует выработке у человека речи, которая
используется для хранения, переработки и передачи информации.
Поскольку любое управление не обходится без информации, без
учения невозможно управление обществом и его развитие. Передача необходимой для
общества информации происходит либо спонтанно (непроизвольное учение и
научение), либо целенаправленно (учебно-воспитательная система). Внутри этой
новой системы возникают и новые социальные связи.