Непосредственными целями любого учебного предмета являются
усвоение учащимися системы знаний и овладение ими определенными умениями
и навыками. При этом овладение умениями и навыками происходит на
базе усвоения действенных знаний, которые определяют соответствующие умения и
навыки, т. е. указывают, как следует выполнять то или иное умение или
навык.
Умение и навык есть способность совершать то или иное
действие. Различаются они по степени (уровню) овладения данным действием.
Умение – это способность к действию, не достигшему
наивысшего уровня сформированности, совершаемому полностью сознательно.
Навык – это способность к действию, достигшему
наивысшего уровня сформированности, совершаемому автоматизированно, без
осознания промежуточных шагов.
Умение – это промежуточный этап овладения новым способом
действия, основанным на каком-либо правиле (знании) и соответствующим
правильному использованию знания в процессе решения определенного класса задач,
но еще не достигшего уровня навыка. Умение обычно соотносят с уровнем,
выражающимся на начальном этапе в форме усвоенного знания (правила, теоремы,
определения и т. п.), которое понято учащимися и может быть произвольно воспроизведено.
В последующем процессе практического использования этого знания оно приобретает
некоторые операциональные характеристики, выступая в форме правильно
выполняемого действия, регулируемого этим правилом. В случае каких-либо
возникающих трудностей учащийся обращается к правилу с целью контроля за
выполняемым действием или при работе над допущенными ошибками.
Навыки – это автоматизированные компоненты сознательного
действия человека, которые вырабатываются в процессе его выполнения. Навык
возникает как сознательно автоматизируемое действие и затем функционирует как
автоматизированный способ его выполнения. То, что данное действие стало
навыком, означает, что индивид в результате упражнения приобрел возможность
осуществлять данную операцию, не делая ее выполнение своей сознательной целью.
Процесс формирования учебных умений и навыков
(общих и узкопредметных) является длительным и, как правило, занимает не один
год, а многие из этих умений (особенно общие) формируются и совершенствуются в
течение всей жизни человека.
Можно установить следующие уровни овладения учащимися
действиями, соответствующими и учебным умениям, и навыкам:
– 0-й уровень – учащиеся совершенно не владеют данным
действием (нет умения);
– 1-й уровень – учащиеся знакомы с характером данного
действия, умеют выполнять его лишь при достаточной помощи учителя (взрослого);
– 2-й уровень – учащиеся умеют выполнять данное
действие самостоятельно, но лишь по образцу, подражая действиям учителя или
сверстников;
– 3-й уровень – учащиеся умеют достаточно свободно
выполнять действия, осознавая каждый шаг;
– 4-й уровень – учащиеся автоматизированно, свернуто и
безошибочно выполняют действия (навык). Подчеркнем, что далеко не все учебные
умения должны достигать уровня автоматизации и становиться навыками.
Одни учебные умения формируются в школе обычно до 3-го
уровня, другие, главным образом общие, до 4-го уровня, после чего они в
последующем обучении совершенствуются.