Первый тип учения – он получил название «путем проб и
ошибок» – характеризуется неполнотой ориентировочной основы действия. Усвоение знаний
и умений при использовании ООД первого типа идет очень медленно, с
большим количеством ошибок. Действие, которое выполняется на основе умения,
сформированного таким путем, оказывается очень чувствительным к самым
незначительным изменениям условий его выполнения. Целесообразность подобного
действия относительна, поскольку оно содержит также и бесполезные операции. Оно
не является разумным, хотя в определенных границах может выполняться правильно.
Перенос на новые задания незначителен. Такой тип учения нехарактерен для
усвоения социального опыта, поскольку опирается на собственное открытие
деятелем необходимых ориентиров.
Второй тип отличается построением действия на полной
ориентировочной основе, предлагаемой в готовом виде и для отдельных объектов.
Обучение идет без проб и ошибок, планомерное воспитание желаемых свойств
позволяет достичь намеченных результатов без существенного разброса
успеваемости.
В сравнении с традиционным второй тип учения представляет
собой кардинальное его усовершенствование. Однако он имеет существенные
ограничения, если выйти за рамки его практических оценок. Нацеленный на
усвоение готового знания, он не воспитывает у учащихся теоретического
познавательного интереса, обучение сводится к овладению путями подведения под
понятия.
Принципиально новые возможности открывает третий тип
учения. При третьем типе ООД усвоение также происходит без существенных ошибок.
Разумность действия, умение выполнять которое формируется с использованием
такой ООД, еще выше, поскольку учащийся не только учитывает условия,
необходимые для достижения желаемого результата, но и хорошо понимает их
содержание, их отношение к будущему продукту. Это является основной причиной
повышения устойчивости действия. Перенос на новые задания является полным (в
границах намеченной области). Процесс усвоения идет легко, хотя на первых порах
учащемуся может понадобиться определенное время на овладение новым методом
работы, – последнее компенсируется быстрыми темпами усвоения при
выполнении последующих заданий.
При этом типе ООД основа строится учащимися самостоятельно,
хотя и направляется учителем, причем не для каждого объекта отдельно, не для
каждого отдельного понятия, а для целой системы их. Таким образом, метод построения
содержания нового знания и метод его преподнесения коренным образом
перестраиваются. Ориентировочная основа нацелена на познание, на исследование
основной структуры изучаемых объектов – основных единиц данной области и
способов их сочетания в конкретные образования.
Третий тип требует коренной переработки учебных предметов. Учебная
задача из эмпирической преобразуется в теоретический исследовательский
процесс, который обусловливает возникновение собственно познавательного
интереса. Последнее представляет значительный результат. Третий тип отличается
от первого и второго типов учения по мотивации, по развивающему эффекту,
«первое и главное в третьем типе учения – это возбуждение познавательной
деятельности, все большее укрепление и развитие собственно познавательного
интереса. И это требует исключения других видов мотивации. А неудачи
должны рассматриваться так, чтобы не обескураживать ребенка, но побуждать его к
поискам новых решений». Именно третий тип позволяет реализовывать развивающий
эффект обучения.