Как сказано выше, главные
концептуальные установки, которые становятся основаниями для организации
педагогического процесса, отражают в себе социальные, социокультурные, в том
числе научно-технические тенденции в общественном развитии. Так, видение и
понимание процессов обучения и воспитания в отечественной теории и практике
советского времени основано, во-первых, на представлении о роли и месте
человека в обществе, его функциях и обязанностях, характере его «включенности»
в социальный организм, а, во-вторых, уровнем развития научного и прежде всего
естественнонаучного знания, достижениями в технико-технологической сфере (НТР),
когда востребованным оказывается в первую очередь интеллектуальный потенциал
человека (знание и умственное развитие). Эти тенденции общественного развития и
определяют так называемую традиционную концепцию образования, которую иногда
называют знаниецентристской, или предмето-центристской, так как в центре
внимания ставится учебная дисциплина, а не ученик. Ее стратегические цели
(«сверхзадачи») формулировались в лучших гуманистических традициях
-формирование гармонически развитой личности, однако социальный заказ,
выраженный в партийных и государственных документах, в большой степени
корректировал намеченный идеал: нужен был человек с фиксированным «набором»
социально
направленных качеств (мировоззренческих и идеологических) и стереотипов
поведения, а также - что важно для всякого образовательного учреждения -
знанием основ наук, которые дают возможность включиться в общественную жизнь и
определенную сферу производства. Идеологический аспект как порождение советской
системы, стремящейся подчинить полностью личность обществу, растворить ее в
социуме и его потребностях, сегодня как будто снят. Между тем второй вектор
развития образования - ориентация на усвоение школьником знаний основ наук -
сохраняет свою значимость. И не может не сохранять. Соответствие образования
уровню научного развития, так называемая наукосообразность является отражением
спроса на интеллект в современном обществе. Отказ от этого означал бы откат от
научно-технического прогресса, а, как известно, наша страна и без того отстает
по целому ряду отраслей научного и технического развития. Соответствие науке
(наукосообразность) как образовательный принцип сохраняет свою актуальность.
Чем
же объясняется критика в адрес традиционной концепции, т.е. в чем
недостаточность такого образовательного принципа? Причина кроется прежде всего
в особенностях научного познания, его устремленности к объективности, идеалом
которой выступает естественнонаучное знание, как будто не зависящее от
человека, а потому наиболее достоверное. Этот идеал был недостаточно критично
осмыслен педагогической теорией и практикой, что привело к тому, что содержание
образования формировалось с учетом и на основе естественнонаучных идеалов
объективности и достоверности. В результате ученик получает так называемое
объективное знание, но это обескровленное, мертвое знание, которое и не
отражает изучаемые явления и факты* и главное - предстает как отчужденное от
человека, не затрагивающее важных для него смысложизненных проблем. В контексте
такой естественнонаучной парадигмы образования очень органично и значительно
укоренен прагматический аспект использования научного знания. Так, на уроках
биологии нередко природа предстает, говоря словами тургеневского героя, как
«мастерская»: высокая сосна - будущая корабельная мачта, травы -лекарственные
растения, пушистый зверек - теплый мех для человека и т.д. В результате
подобного изучения природа не имеет самоценности, а потому отношение, которое
формируется к ней, носит сугубо утилитарный характер.
* Сегодня исследовательская мысль ученых-естественников приходит к
необходимости представить свой предмет в его органичных связях с человеком.
Названные
выше цели и содержание образования делают понятными личностные позиции учителя
и учащихся, направленность педагогических воздействий, язык и стиль общения и
те психологические механизмы, которые актуализируются в нем. Учитель здесь
выступает как облеченное социальным доверием лицо, профессионально
подготовленный специалист, который обладает необходимым запасом знаний «своего»
предмета и методов его передачи учащимся. Он является источником научного
знания и его транслятором. Требования, предъявляемые к учителю, включают помимо
информационного обеспечения образовательного процесса задачу насыщения его
эмоционально-ценностными, смыслообразующими компонентами, обращенными, на
первый взгляд, к личности воспитанника. Однако эти мировоззренческие,
экзистенциально-культурные смыслы носят единообразный, идеологически
однозначный характер, задающий конформные модели поведения, тем самым
ограничивающий возможности личности к выбору и осуществлению себя как
индивидуальности.
Ученик в системе таких
монологически заданных отношений выступает как исполнитель, который обязан
усвоить основы наук. В первую очередь он, по удачному выражению К.Д. Ушинского,
- «учебный человек», а потому востребованы те особенности и психологический
потенциал в целом, которые обеспечивают успешное усвоение учебного материала -
знания, умения и навыки. Его личностное самоопределение, если и предполагается,
то на определенном учебной программой, социально, идеологически и культурно
заданном пространстве.