Потребность в общении со сверстниками и взрослыми делает
становление ребенка в дошкольный период. В это время возникает личностная форма
общения, ребенок стремится обсуждать со взрослыми поведение и поступки других
людей и свои собственные с точки зрения общественных (или нравственных) норм.
Ради этой формы общения ребенок отказывается от «партнерства» (чего обычно
добивается от взрослых в других случаях) и становится в позицию ученика. В
общении со сверстниками для ребенка важен положительный опыт сотрудничества и
совместной деятельности.
Сначала взаимоотношения детей складываются на основе
совместных действий с предметами. Затем они учатся чередовать и согласовывать
действия: выполняют совместно одну операцию, контролируют действия партнеров,
исправляют ошибки, помогают партнерам, принимают замечания партнеров и
исправляют свои ошибки.
В процессе такой совместной деятельности, которая,
естественно, реализуется в игре, дети приобретают навыки руководства,
подчинения, опыт эмоционального отношения к такой деятельности и общения с
разными детьми, которые отличаются характером и другими индивидуальными
качествами.
Дети в играх оценивают друг друга, присматриваются друг к
другу. Возникает личностная избирательность в общении, строящаяся на
осознаваемой, мотивированной основе, т. е. дети проникаются их отношениями
друг с другом (они могут проявлять симпатию или антипатию, скрыто или явно).
Кроме того, у дошкольника появляется потребность именно в хорошем отношении к
себе со стороны окружающих, желание быть принятым и понятым.
В этом возрасте общение переходит на новый уровень: дети
начинают понимать мотивы поступков сверстников и своих собственных. Примерно с
6 лет дети начинают образовывать неформальные группы с определенными правилами.
Правда, эти группы нестабильны и существуют недолго.
В период дошкольного детства у ребенка происходит
становление не только познавательных процессов, но и поведения, волевых усилий.
Дошкольный период во многом ответствен за формирование основных черт характера
ребенка. Это время благодатно для формирования морально-нравственной основы
личности, так как идет активное усвоение нравственных норм и поведение строится
на основе системы мотивов, среди которых начинают доминировать общественные.
Усвоение нравственных норм происходит на основе ориентации
ребенка на взрослых. Образцы поведения сначала воплощаются в образе конкретного
человека (мама, папа и т. д.), а затем становятся более обобщенными и
отвлеченными.
Следует помнить, что освоение социальных норм, человеческих отношений и
особенностей человеческой деятельности в дошкольный период осуществляется
прежде всего в процессе ролевой игры.