ГЛАВНАЯ страница | Регистрация | Вход| RSS Суббота, 23.11.2024, 03:18

Удобное меню
  • ТЕСТЫ
  • В помощь учителям
  • В помощь изучающим
  • Родителям
  • Скачать
  • Развлечения
  • Нашим ученикам
  • ЕГЭ-2010-2011
  • Teachers' Cafe
  • Info
    Поиск
    Категории раздела
    Все для экзамена [1308]
    Информация
    фотообзоры

    Каталог статей

    Главная » Статьи » Все для экзамена » Все для экзамена

    О перспективах когнитивного направления в языкознании
    За последние годы успело обозначиться вполне оригинальное направление в лингвистике, которое, наследуя теоретические принципы когнитивной лингвистики, реализует их в создании систем искусственного интеллекта, моделирующих физиологическую деятельность человеческого мозга. Системы такого типа называются нейронными сетями (neural networks), или коннекционистскими моделями (connectionist models). Их разновидностью являются хорошо известные на Западе PDP models – модели с параллельной распределенной обработкой. Что касается самого направления исследований, его, по-видимому, можно называть нейронной теорией языка – по названию курса лекций (Neural Theory of Language), которые читает Дж. Лакофф в Калифорнийском университете в Беркли.
    Первые опыты создания нейронных сетей восходят к 50-м годам XX в. и связаны с именами М. Мински и С. Паперта. Однако лишь в 70–80-х гг. возникла идея использовать их для моделирования деятельности человеческого мозга по обработке информации, в частности, сообщений на естественном языке. Представители когнитивной науки всерьез заинтересовались возможностями этих систем в связи с выходом в свет работы [Скребцова Т.Г, С. 25].
    Коннекционизм является попыткой моделирования основных функций человеческого мозга в виде сетевой модели, в которой процесс обработки информации осуществляется многочисленными связанными друг с другом простыми элементами (теоретическими аналогами нейронов). Таким образом, коннекционистская модель состоит из примитивных единиц двух типов: из узлов сети и связей между ними. Основополагающим принципом коннекционизма является положение о том, что отдельные узлы не осуществляют передачи больших объемов информации, а вычисляют ее на основе совокупности связей с огромным количеством других узлов. Каждому узлу сопоставлено некоторое значение активации (activation value), которое складывается из взвешенной суммы значений, поступающих от других узлов и постоянно изменяется в процессе обработки информации. Активация может характеризоваться своим диапазоном (spread of activation) – например, активация всех слов на ту или иную букву, – а также пороговым значением (activation theshold), при котором активируются только узлы, достигшие соответствующего значения.
    В теоретическом плане моделирование деятельности человеческого мозга с помощью нейронных сетей основано на современном понимании информационных свойств нейронов, причем сторонники коннекционизма не отрицают неизбежной неполноты этого моделирования, в частности, в том, что касается количества связей между узлами и характера их функционирования. Технологический аспект такого моделирования связан с возможностью создания компьютеров с параллельной обработкой данных. Как известно, современное состояние компьютерной архитектуры не позволяет говорить о строгом параллелизме обработки информации на разных уровнях, и в настоящее время используются так называемые инкрементальные (incremental) модели, в основе которых лежит компромисс между относительной автономностью уровней и их параллельной активацией [Скребцова Т.Г., С. 26].
    В рамках проекта L0, выполняемого группой сотрудников Международного компьютерного института (International Computer Science Institute) в Беркли под руководством Дж. Лакоффа, коннекционистский подход используется для моделирования процесса усвоения языка. Именно он, по мысли авторов проекта, может пролить свет на центральные вопросы когнитивной науки, а именно, на процесс усвоения человеком понятий и слов и способ их организации на нейрофизиологическом уровне .
    Целью проекта является конструирование системы, которая смогла бы «учить» язык по представляемым ей парам «рисунок – предложение», т.е. в некотором роде подобно тому, как это делает ребенок. В настоящее время уже созданы отдельные подсистемы, моделирующие усвоение лексики, обозначающей пространственные отношения в разных языках (диссертация Т. Регира (Regier)), индивидуальных семантических особенностей английских глаголов воздействия на объект с целью выведения его из состояния покоя типа push, shove и т.п. (диссертация Д. Бейли (Bailey)), особенностей протекания действия во времени, т.е. значений вида и способа действия (диссертация Ш. Нараянана (Narayanan)). Моделирование деятельности по усвоению этих отношений независимо от способа их концептуализации в том или ином языке оказалось возможным благодаря их обусловленности перцептивными и моторными возможностями человеческого организма – едиными для носителей разных языков [Скребцова Т.Г., С.27].
    Сфера применения коннекционистских моделей в языкознании и когнитивной науке в настоящее время не ограничивается вопросами языкового усвоения, но распространяется и на другие области, такие, например, как распознавание речи; выявление внутренней структуры категорий и особенностей организации семантической информации; контекстный анализ с целью снятия неоднозначности (ambiguity resolution); визуальное распознавание образов; моделирование процесса так называемого «рефлекторного умозаключения» (reflex reasoning) (проект SHRUTI) и др. Важно заметить, что коннекционизм предоставляет возможность не только для электронной имплементации физиологической деятельности человеческого мозга, но и (что важнее) для оценки нашего понимания соответствующих процессов, что позволяет выдвигать различные гипотезы, моделировать их, проверять, корректировать и т.д., тем самым углубляя и уточняя знания о языке. В целом, коннекционизм представляется перспективным направлением развития многих областей когнитивной науки и, возможно, организующим началом для их более последовательной интеграции в особое исследовательское направление. Сегодня основными центрами когнитивной лингвистики являются отделения Калифорнийского университета в Беркли и Сан-Диего, а также Центр когнитивной науки Университета штата Нью-Йорк в Буффало. В Европе когнитивная лингвистика успешно развивается прежде всего в Голландии и Германии. Проводятся регулярные международные конференции. В России в русле когнитивной лингвистики работают А.Н.Баранов, А.Е. и А.А.Кибрик, И.М.Кобозева, Е.С.Кубрякова, Е.В.Рахилина и др. исследователи; кроме того, термин «когнитивная лингвистика» является популярным лозунгом, используемым широким кругом языковедов.

    Список используемой литературы
    1. Вежбицкая А. Прототипы и инварианты // А. Вежбицкая. Язык, культура, познание. М., 1996. С. 201–230.
    2. Герасимов В. И. К становлению «когнитивной грамматики» // Современные зарубежные грамматические теории. М., 1985. С. 213–250.
    3. Демьянков В.З. Когнитивная лингвистика как разновидность интерпретирующего подхода // Вопросы языкознания. - М., 1994. - №4. - С.17-33.
    4. Кубрякова Е.С., Демьянков В.З., Лузина Л.Г., Панкрац Ю.Г. Краткий словарь когнитивных терминов. М., 1996.
    5. Лакофф Дж. Когнитивное моделирование//Язык и интеллект. М.: “Прогресс”, 1996.
    6. Лакофф Дж., Джонсон М. Метафоры, которыми мы живем. – В кн.: Язык и моделирование социального взаимодействия. М., 1987.
    7. Лангаккер Р. В. Модель, основанная на языковом употреблении // Вестник Московского университета. Сер. 9: Филология. 1997. N 4: с. 159–174; N 6: с. 101–123.
    8. Паршин П.Б. Теоретические перевороты и методологический мятеж в лингвистике XX века. – Вопросы языкознания, 1996, № 2.
    9. Рахилина Е. В. Основные идеи когнитивной семантики // Фундаментальные направления современной американской лингвистики: Сборник обзоров. М., 1997.
    10. Скребцова Т.Г. Американская школа когнитивной лингвистики / Послесл. Н.Л. Сухачева. СПб, 2000.
    11. Талми Л. Отношение грамматики к познанию // Вестник Московского университета. 1999. N1. С. 91-115.
    12. Ченки А. Семантика в когнитивной лингвистике. – В сб.: Фундаментальные направления современной американской лингвистики. Под ред. А.А.Кибрика, И.М.Кобозевой и И.А.Секериной. М, 1997.
    Категория: Все для экзамена | Добавил: pressa (10.06.2012)
    Просмотров: 3314 | Рейтинг: 0.0/0 |
    Дополнительный материал для Вас от сайта englishschool12.ru

    Новые виды жилья —CHILD-FREE ZONE
    Mistletoe - легенда о ветке омелы
    Забавные несбывшиеся предсказания

    My Friend Marina 
    Игры, объединяющие детей и взрослых 
    Степени сравнения наречий (The Degrees o... 

    Класс по английски ( мастер - класс )
    Рекомендованная литература для обучения ...
    Английский язык для школьников №17

    Цель и задачи исследования 
    История моего города на английском 
    Темы по английскому за 9 класс 

    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Welcome
    Меню сайта
    Info
    Видео
    englishschool12.ru
    Info

    Сайт создан для образовательных целей
    АНГЛИЙСКАЯ ШКОЛА © 2024
    support@englishschool12.ru

    +12
    Все права защищены
    Копирование материалов возможно только при разрешении администратора сайта
    Сайт управляется системой uCoz