Язык, как когнитивная особенность человека, выполняет центральную роль обработки, хранении и передачи не только различных типов объективных знаний о мире, но и знаний оценочного характера. Это положение заставило учёных обратиться к исследованию познавательных процессов, связанных с формированием мнений и оценок, а так же тех структур знаний, которые являются основой для формирования и восприятия оценочных высказываний. В данном случае учёные говорят об оценочной категоризации и концептуализации как о специфических процессах познания окружающего мира. Оценочная концептуализация – оценочное осмысление окружающего мира и образование в результате этого формирования оценочных концептов в нашем сознании. Оценочная категоризация – группировка объектов и оценочных и описательных (референтных и нереферентных). Описательное значение фиксирует отношение между языком и окружающим миром, а оценочное значение характеризует отношения между окружающим миром и идеализированной моделью. Специфическое формирование оценочных категорий заключается в том, что в них могут объединяться случайные по отношению друг к другу, но сходные по отношению для человека элементы (важная птица не причисляется к разряду птиц, но причисляются качества, которые соотносятся с редкостной оценочной категорией). При оценочной категоризации точкой отсчёта является человек и его шкала действий. В этом случае первотипичны сами случаи (хороший-плохой, далёкий-близкий, нравится-не нравится), они определяют состав и структуру оценочных категорий. Использование слов репрезентирующих оценочный концепт с названием категорий объектов небазового уровня чаще всего приводит к конкретизации объекта или к потере смысла слова (хорошие животные, хорошие млекопитающие). Другие уровни оценочной категоризации выделяются на основании обобщающего качества, мнения или оценки. В языке это выражается в форме слов множественного числа для вышестоящего уровня (полезные растения, любимые книги) или названиями конкретных или уникальных предметов или явлений для нижестоящего уровня (яркое солнце, красивая луна). Использование форм множественного числа для категории нижестоящего уровня передаёт значение множества как категории (красивые деревья) – по принципу семейного сходства. Эти ф-мы могут быть использованы и в ед.ч. н-р «хороший арбуз». У каждого человека есть свой перечень отличит.признаков хорошего арбуза. Так же все эти признаки могут быть сведены к 2-3 хар-кам (спелый, сладкий). Оценочная категоризация имеет 2 аспекта: 1. Статический. И 2. Динамический – это процесс соотнесения с определённой оценочной категорией, осуществляется с помощью когнитивных механизмов (профилирование, сравнение, метафорич.и метоним.перенос, концептуалная интеграция и др.). В оценочной категоризации язык участвует в формировании оценочных категорий и применении оценок. Здесь используются АППРОКСИМАТОРЫ – слова и выраж., отражающие степень выражения хар-к (более или менее, не такой уж и). эти слова позволяют представить внутр.структуру категории и градацию её элементов по степени приближения к центру или периферии. Шкала оценок базируется на чувственном опыте человека. Рациональная оценка предполагает осмысление объекта с позиции соответствия стандартам, которые могут носитьразл.хар-р: этический (добрый-злой), правовой (правый-неправый), эстетический (красивый-не красивый), интеллектуальный (умный-глупый). Эмоциональная оценка предст.собой опр.реакцию чел-ка на объекты или явл-я, кот-е затрагивают его личность. Т.о. оценочная категоризация носит интерпретивный и антропоцентрический хар-р и ориентирован на систему ценностей общих и частных оценок, стандартов, кот-е служат базой для формирования оценочной категоризации.
|