ГЛАВНАЯ страница | Регистрация | Вход| RSS Пятница, 03.05.2024, 08:01

Удобное меню
  • ТЕСТЫ
  • В помощь учителям
  • В помощь изучающим
  • Родителям
  • Скачать
  • Развлечения
  • Нашим ученикам
  • ЕГЭ-2010-2011
  • Teachers' Cafe
  • Info
    Поиск
    Категории раздела
    Все для экзамена [1308]
    Информация
    фотообзоры

    Каталог статей

    Главная » Статьи » Все для экзамена » Все для экзамена

    Прототипическая семантика английского глагола.
    Языковые категории обнаруживают прототипический принцип организации, т.е. в них выделяются центральные (прототипические) и нецентральные (периферийные) элементы. Центральный элемент категории, ее прототип характеризуется наибольшим количеством свойств, присущих данной категории, и, естественно, наименьшим числом свойств, характеризующих другую категорию. Другими словами, прототип отражает содержание данной категории в наиболее «чистом» виде.
    Прототипом категории глагола как части речи выступают глаголы конкретнего физического действия, или акциональные глаголы, Эти глаголы выражают события, в которых конкретный субъект- агенс совершает конкретное намеренное действие, направленное на конкретный объект-пациенс, и добивается определенного видоизменения этого объекта. Все другие глаголы располагаются на том или ином удалении от прототипического ядра, концептуализируя события окружающего мира как процессы (не зависящие от энергии и воли субъекта), свойства (характеристики субъекта по характерным для него действиям и поступкам), состояния (психические и эмоциональные состояния, физические и умственные способности и т.д.) и отношения (различные типы логических отношений: тождество, различие, соответствие, партитивность и т.д., - которые устанавливаются говорящим между теми или иными объектами материального мира). Для того, чтобы определить концептуальные характеристики глаголов действия, необходимо проанализировать содержание концепта «действие», а также связанных с ним концептов «субъект- агенс» и «объект-пациенс». Концептуальное содержание глаголов других категорий также определяется анализом соответствующих концептов: процесс, свойство, состояние, отношение, - а также связанных с ними концептов соответствующих субъектов и объектов.
    Этот анализ показывает, что семантика акциональных глаголов определяется следующими концептуальными характеристиками, или признаками: 1) субъектно-ориентированными (т.е. ориентированными на определенный тип субъекта): активность (использование субъектом собственной энергии для осуществления действия), волитивность (наличие у субъекта определенного намерения совершить данное действие), контролируемость (способность контролировать процесс реализации своего намерения, т.е. получение предполагаемого результата); 2) объектно-ориентированным (т.е. ориентиро-ванным на определенный тип объекта и характер воздействия на него) признаком конкретно-результативного воздействия (когда дос- 1 гигается определенное видоизменение объекта); 3) аспектуально- темпоральными и качественными признаками: локализованность ю времени (точное указание времени действия, например: в пять часов), фазовая дискретность (делимость на фазы: начало, конец, середина действия), кратность действия (однократность, многократность, повторяемость), длительность. Например: Tom was painting the fence at 5 o'clock yesterday (см. также когнитивные характеристики глаголов действия в работе: Кубрякова 1992).
    Процессуальные глаголы, прежде всего, характеризуются псевдо-активностью субъекта, когда активность лишь грамматически приписывается субъекту (The sun rose - солнце встает и садится только в языке, а не в реальном мире). Чаще всего эти глаголы безобъектны. Глаголы свойства предполагают активность субъекта лишь гипотетически, в обобщенном виде (обобщенная, или генерализованная активность) и, соответственно, обобщенное, или обобщенно-референтное воздействие на объект (Не paints houses). Статальные глаголы передают события, в которых активность субъекта и воздействие на объект никак не проявляются, т.е. не имеют референции (нереферентная активность и нереферентное воздействие-. Не knew his duties). Глаголы отношения (релятивные глаголы) предполагают полную инактивность субъекта и абсолютную статичность объекта (She resembled her mother; Good work deserves good pay).
    Реализация соответствующих концептуальных характеристик в высказывании обеспечивается за счет использования определенных грамматических форм (видо-временных форм прогрессива, императива, пассива и рефлексива - для глаголов действия, и форм неопределенного времени - для всех других глаголов), употребления переходных (для глаголов действия) и непереходных (для процессуальных глаголов и глаголов свойства) синтаксических конструкций, а также безличных конструкций и конструкций с «блокирующим» объектную валентность «it»: I thought it probable that... (для статаль- ных глаголов). Все эти средства выступают в качестве языковых ме-ханизмов реализации определенных концептуальных признаков и, соответственно, механизмов формирования необходимого смысла.
    Например, формы прогрессива актуализируют признаки активности и волитивности в предложениях типа: Linda is driving to the airport, в то время как формы неопределенного настоящего эти признаки могут «погашать» и актуализировать признак генерализованной активности, как в предложении: Linda drives well, и т.п.
    Формирование смысла в высказывании может быть связано с реализацией любых концептуальных признаков, не обязательно фиксированных в системном значении глаголов. При этом для формирования того или иного смысла могут быть использованы глаголы с разным системным значением. Для специального подчеркивания определенного концептуального признака может быть использован глагол другой категории, например: She is being very kind to him, где событие концептуализируется на функциональном уровне как активное, намеренное действие со стороны субъекта, т.е. реализуются признаки активности и волитивности, не свойственные глаголу be. Реализация признаков, не свойственных системному значению глагола, приводит к его перекатегоризации или поликатегоризации.
    Закономерности взаимопереходов от действий к состояниям и наоборот позволяют говорить о закономерностях различного функционального осмысления глаголов, о том, что исходная их категоризация не является абсолютной.
    Категория: Все для экзамена | Добавил: pressa (17.06.2012)
    Просмотров: 6141 | Рейтинг: 0.0/0 |
    Дополнительный материал для Вас от сайта englishschool12.ru

    Переводчик
    101 Helpful Hints For IELTS
    ТУННЕЛЬ ПОД ЛА-МАНШЕМ И ИНСУЛЯРНАЯ ПСИХ...

    Британский и американский английский. 
    Скачать Решебник Бархударов С.Г. Русский... 
    Скачать Греков В.Ф.Пособие для занятий п... 

    Английский язык для школьников №7
    Рекомендованная литература для обучения ...
    Английские игры

    Разработка урока по теме Одежда 
    Науковедческие основания методологии 
    THE UNITED KINGDOM OF GREAT BRITAIN AND... 

    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Welcome
    Меню сайта
    Info
    Видео
    englishschool12.ru
    Info

    Сайт создан для образовательных целей
    АНГЛИЙСКАЯ ШКОЛА © 2024
    support@englishschool12.ru

    +12
    Все права защищены
    Копирование материалов возможно только при разрешении администратора сайта
    Сайт управляется системой uCoz