Концепт представляет собой единицу, или квант структурированного знания и в силу этого обнаруживает определенную, хотя и нежесткую структуру. Первоначально структура любого концепта имеет для человека вид гештальта, что обусловлено спецификой человеческого восприятия. Гештальт - это структура, элементы которой не могут существовать вне целого или общее значение которой не может быть выведено из значений ее элементов и того, как они объединяются друг с другом (см.: Lakoff 1990: 284). Когда концепт того или иного объекта активизируется в нашем сознании в процессе мыслительной или речевой деятельности, мы не задумываемся о составных элементах его структуры или о его содержании, и лишь оперируя данным концептом как еди-ницей знания, мы начинаем выделять его конкретные характеристики. Только в этом смысле можно говорить о том, что концепт обнаруживает целый ряд характеристик, которые иногда также, в силу устоявшихся традиций, называют компонентами или концептуальными признаками. Эти признаки отражают в нашем сознании объективные и субъективные характеристики предметов и явлений и раз-личаются по степени абстрактности. Ядро концепта составляют конкретно-образные характеристики, которые являются результатом чувственного восприятия мира, его обыденного познания. Абстрактные признаки являются производными по отношению к тем, которые отличаются большей конкретностью, и отражают специальные зна ния об объектах, полученные в результате теоретического, научного познания. Взаиморасположение этих признаков не обнаруживает строгой последовательности и носит индивидуальный характер, посколыд зависит от условий формирования концепта у каждого отдельной человека. Соответственно у концепта нет жесткой структуры. Содержание концепта, постоянно насыщается, а его объем увеличивается за счет новьп концептуальных характеристик. Например, конкретно-чувственньн образ телефона (образ конкретного телефона в нашем сознании), п( мере углубления наших знаний за счет повседневного опыта пользе вания телефоном, освоения различных операций, результатов теоре тического познания (о принципах работы телефонной связи и т.д.) дополняется такими концептуальными характеристиками, как: связь стоимость, типы телефонов, междугородная и международная теле фонная связь, переговорный пункт, таксофон, телефонная карта, со товая связь, удобство, престиж и т.д. В этом заключается специфик самого человеческого знания, которое постоянно меняется, отража новые сведения об окружающем мире и всех происходящих в не* изменениях. Соответственно форма нашего знания должна быть лег ко приспосабливаемой к этим изменениям, а единица хранения и пе редачи знания должна быть достаточно гибкой и подвижной. Содержание концепта подвергается определенной стандартиза ции на общенациональном или коллективном (групповом) уровш Соответственно в структуре концепта выделяются общенациональный компонент, а также групповые (принадлежащие определенна социальной, возрастной, профессиональной, половой и другим груп пам), региональные, или локализованные (отражающие специфик того или иного региона), и индивидуальные компоненты. Индивидуальными компонентами называют те характеристики, которые вкладывает в данный концепт каждый конкретный человек. Таким образом, концепт имеет сложную структуру, содержание' которой лишь частично может быть выявлено через средства его репрезентации в языке. По своему содержанию и степени абстракции концепты могут подразделяться на несколько типов: конкретно-чувственный образ, представление, схема, понятие, прототип, пропозициональная структура, фрейм, сценарий (скрипт), гепггальт и т.д. Конкретно-чувственный образ - это образ конкретного пред-мета или явления в нашем сознании (конкретный телефон, конкретный автомобиль и т.д.). Более высоким по степени абстрактности концептом является представление (мыслительная картинка в некоторых классификациях) - это обобщенные чувственные образы разных предметов и явлений (телефон вообще - любой аппарат с трубкой, диском и т.д.). Представление отражает совокупность наиболее наглядных, внешних признаков предмета или явления. Схема - это мыслительный образец предмета или явления, имеющий пространственно-контурный характер (общие контуры, схематичное представлейие телефона вообще,' дома, траектории движения, общие контуры человека; ср., например известное высказывание: «Точка, точка, запятая - вышла рожица кривая» и т.д.). Понятие - концепт, содержащий наиболее общие, существенные признаки предмета или явления, его объективные, логически конструируемые характеристики (ромашка - травянистое растение семейства сложноцветных с цветками, у которых лепестки обычно белые, а середина желтая (Ожегов, Шведова 1993: 707)). Как уже отмечалось выше, понятие возникает на основе представления или схемы в резуль-тате постепенного абстрагирования от второстепенных признаков. Прототип - это категориальный концепт, дающий представле-ние о типичном члене определенной категории. Это могут быть типичные примеры, социальные стереотипы, идеалы, образцы. Например, представления об идеальной хозяйке, о типичном политике, о человеке - образце мужества и стойкости, о типичном автомобиле. Данные концепты служат опорными точками (когнитивными точками референции, по Э.Рош), с помощью которых человек членит свои знания об объектах и явлениях окружающего мира на определенные категории и выносит свои суждения о них (например: наполеоновские планы, человек восточного типа и т.д.). Пропозициональная структура, или пропозиция - наиболее распространенный способ концептуальной организации нашего знания. Она представляет собой модель определенной области нашего опыта, в которой вычленяются элементы - аргументы и базовый \ предикат, связывающий эти аргументы, ~ даются их характеристики, указываются связи между ними. Семантические отношения между аргументами представляются в виде определенных семантических функций: агенс, пациенс, экспериенцер, беиефактив, инструмент и т.д. Данные концепты имеют объективный, логический характер, поскольку передают те или иные сущности с их свойствами и реально существующими отношениями. Осознавая собственный опыт в терминах пропозиции, человек как бы налагает на него определенную концептуальную структуру-модель в виде базового предиката и его аргументов. Фрейм - это объемный, многокомпонентный концепт, представ-ляющий собой «пакет» информации, знания о стереотипной ситуации. Например: театр (компоненты: билетная касса, зрительный зал, сцена, буфет, раздевалка, спектакль и т.д.). Формально фрейм представляют в виде двухуровневой структуры узлов и отношений: 1) вершинные узлы, которые содержат данные, всегда справедливые для данной ситуации и 2) терминальные узлы, или слоты, которые заполняются данными из конкретной практической ситуации и часто представляются как подфреймы, или вложенные фреймы (Минский 1979). Активизируя фрейм через данные второго уровня, мы воссоз-даем всю структуру этой ситуации в целом. Сценарии, или скрипты - это динамически представленный фрейм как разворачиваемая во времени определенная последова-тельность этапов, эпизодов (например, отдельные эпизоды внутри фрейма «театр»: посещение театра, покупка билетов и т.д.). Гештальт - это концептуальная структура, целостный образ, ко торый совмещает в себе чувственные и рациональные компоненты i их единстве и целостности, как результат целостного, нерасчленен ного восприятия ситуации, высший уровень абстракции: недискрет ное, неструктурированное знание. Гештальт может рассматривать© как начальная ступень процесса познания: самые общие, нерасчле ненные знания, например университет - для тех, кто никогда н учился в вузе и не знает, какова его структура (факультеты, декана ты, кафедры и т.п.), как строится учебный процесс (лекции, семина ры, лабораторные занятия и т.п.), или аспирантура (многие имею лишь самое общее представление о том, что такое послевузовско образование в виде аспирантуры, что такое диссертация и т.п.). Геи тальт может пониматься и как наивысшая ступень познания (систем: определенных знаний, осознанное знание), когда человек обладав исчерпывающими знаниями об объекте, владеет разными типам! концептов: у него сформировались и конкретный образ, наприме] здания университета или лекции, и общая схема университета, и го учное понятие высшего университетского образования, и последом тельность этапов обучения (сценарий), и общая структура всех с» ставляющих университета и университетского образования (фрейм) В последнем случае он выступает как концептуальная система, объг диняющая все вышеназванные типы концептов, которые постепенн вычленяются в процессе познания, актуализируя свой образный, по нятийный, схематический, фреймовый и т.д. уровни или разные ко» бинации этих концептуальных сущностей. Все они тесно переплел ются в мыслительной и речевой деятельности человека.
|