ГЛАВНАЯ страница | Регистрация | Вход| RSS Пятница, 03.05.2024, 06:52

Удобное меню
  • ТЕСТЫ
  • В помощь учителям
  • В помощь изучающим
  • Родителям
  • Скачать
  • Развлечения
  • Нашим ученикам
  • ЕГЭ-2010-2011
  • Teachers' Cafe
  • Info
    Поиск
    Категории раздела
    Все для экзамена [1308]
    Информация
    фотообзоры

    Каталог статей

    Главная » Статьи » Все для экзамена » Все для экзамена

    Уровни категоризации типы категорий.
    Отличительной чертой прототипического подхода является так-же признание двух аспектов категоризации: вертикального и горизонтального. Горизонтальный аспект категоризации предполагает, что тот или иной объект в обязательном порядке должен быть отнесен к определенной категории одного и того же уровня обобщения, например, к категории «книга», «газета» или «журнал». В то же время этот же самый объект может быть соотнесен с разными по степени обобщенности категориями, например: книга, издание, артефакт, предмет. Существование категорий различной степени абстракции свидетельствует о том, что категоризация предметов и явлений окружающего мира может происходить на разных уровнях, т.е. заставляет говорить о наличии разных уровней категоризации в ее вертикальном аспекте, об определенной иерархической упорядоченности этих уровней. В частности, вышеназванные категории представляют четыре уровня категоризации, и каждая из них отличается большей обобщенностью в сравнении с предыдущей категорией. Категория «книга» включается в вышестоящую категорию «артефакт», которая, в свою очередь, включается в еще более абстрактную категорию «предмет», а категория «художественная книга» будет располагаться ниже категории «книга». При этом разные категории одного уровня (например: книга, газета, журнал, сборник статей и т.д.) включаются в одну категорию следующего уровня иерархии, например издание.
    Один из уровней категоризации признается как базовый, а ос-тальные - как суперординатный (superordinate, по терминологии Э.Рош, т.е. уровень высшего порядка, или вышестоящий уровень) и субординатный (subordinate, по терминологии Э.Рош, т.е. уровень низшего порядка, или нижестоящий уровень). Базовому уровню, в качестве которого выступает срединный уровень таксономической иерархии, придается особенно важное значение. Следует отметить, что более полное и точное название этой концепции, разработанной Э.Рош, и звучит как «теория прототипов и категорий базового уровня». Дело в том, что обыденное сознание, по мнению психологов, оперирует именно базовым уровнем, не требующим специальных, теоретических знаний об объектах. На этом уровне восприятие и категоризация объектов осуществляется гештальтно, т.е. нерасчлененно: мы воспринимаем объекты и оперируем их концептами неосознанно, не задумываясь об их основных характеристиках и составляющих компонентах.К этому уровню относятся концепты, обозначаемые такими словами, как: стол, кресло, книга, ручка, собака и т.п. Они требуют наименьших когнитивных затрат при их восприятии и обработке и поэтому легче и быстрее усваиваются, запоминаются в первую очередь. К нижестоящему уровню будут относиться концепты, обозна-чаемые словами, типа: письменный стол, кресло-качалка, художественная книга, перьевая ручка, сенбернар, а к уровню более высокого порядка соответственно: мебель, издание, письменные принадлежности, животные. Для отнесения соответствующих объектов к данным категориям необходимо уже знание их общих с другими объектами характеристик (для категорий более высокого уровня абстракции) и отличительных признаков (для категорий уровня низшего порядка), т.е. наличие специальных знаний.
    По определению Э.Рош и ее коллег, базовый уровень категоризации - это уровень максимального обобщения, на котором члены категории легко воспринимаются по сходным общим очертаниям, а одиночный ментальный образ может отражать всю категорию в целюм. Предложение There's a dog on the porch (На веранде сидит собака) звучит вполне нейтрально и понятно практически любому говорящему на английском языке. В то же время предложения There's a mammal on the porch или There's a wire-haired terrier on the porch (На веранде сидит животное/жесткошерстный терьер) требуют уже привлечения специальных знаний.Наконец, базовый уровень - это уровень, на котором содержится наибольшая часть нашего знания.
    Таким образом, по мнению Дж.Лакоффа (Lakoff 1990: 47), кате-гории базового уровня считаются базовыми с точки зрения: 1) восприятия (целостное восприятие формы, одиночный ментальный образ, быстрая идентификация), 2) функции (общая моторная программа, т.е. единая система действий), 3) коммуникации (наиболее короткие, наиболее частотные и контекстуально нейтральные слова, которые в первую очередь выучиваются детьми и первыми входят в лексикон) и 4) организации знания (наибольшее количество характеристик членов категории хранится на этом уровне).
    Классические категории имеют структуру пучков признаков. Эти признаки представляют собой множество свойств, характерных для элементов данных категорий и выделяемых в процессе теоретического, научного познания. Классические категории порождаются у человеческим мышлением и лежат в основе многих научных классификаций (таксономий), которые стремятся к наиболее полному описанию исследуемой области в терминах классов или категорий.Каждая классическая классификация имеет вид иерархической структуры классических категорий. Структура категории представляется схемой «вместилище», а т структура иерархии - схемами «часть - целое» и «вверх - вниз». Каждая вышестоящая категория рассматривается как целое, а нижестоящие категории составляют ее части.
    Порождаемые категории определяются или порождаются ее центральными членами, к которым применяются какие-либо общие правила. Например, категория «звук» определяется через категорию «фонема» (плюс позиционные и комбинаторные правила), категория чисел - через категорию натуральных чисел от нуля до девяти (плюс арифметические правила).
    Радиальная категория структурируется схемой «центр - пери-ферия». Одна подкатегория образует центр, другие подкатегории связаны с центром различными типами отношений и в то же время сами могут быть подцентрами. Например, категория «мать», в которой помимо центральной подкатегории, отвечающей всем необходимым характеристикам матери, выделяются также другие, нецентральные подкатегории: мачеха, приемная мать, мать-кормилица, мать-одиночка (незамужняя мать), биологическая мать (родила ре-бенка, но не растит его) и другие, - которые воспринимаются как определенные отклонения от центральной подкатегории.
    Градуированные категории отличаются расплывчатостью границ. В основе их формирования лежат параметрические (градуируемые) концепты, которые соотносятся с определенной шкалой и выражаются словами типа: высокий, богатый, близкий, глубокий, средних лет и т.п. Например, никто не сможет с полной уверенностью сказать, в каком точно возрасте человек переходит в категорию или выходит из категории людей средних лет, хотя очевидно, что сорокалетний мужчина больше соответствует этой категории, чем тридцатилетний или семидесятилетний.
    Кластерные категории представляют собой сложное пересече-ние нескольких подкатегорий, которое психологически является более центральным, чем сами подкатегории. Например, к категории «настоящий отец» в зависимости от того или иного контекста может быть отнесен и генетический отец и тот, кто усыновил или воспитывает ребенка, или тот, кто его поддерживает материально и т.д. Кластерной категорией в языке можно считать категорию фазовости глагольного действия, которая объединяет такие подкатегории, как фаза начала, фаза продолжения и фаза прекращения действия, - ни одна из которых не может рассматриваться как центральная.
    Категория: Все для экзамена | Добавил: pressa (17.06.2012)
    Просмотров: 10346 | Рейтинг: 0.0/0 |
    Дополнительный материал для Вас от сайта englishschool12.ru

    Литвинов П.П. Техника запоминания. Темат...
    Школа Молодого Педагога!
    ШКОЛЬНАЯ ОЛИМПИАДА ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ:...

    Ex. 11. Comment on the nouns in bold ty... 
    Сборник КУРСОВЫХ (121 курсовая по англий... 
    Британские Королевские церемонии 

    Основные неправильные глаголы английског...
    Английский язык для школьников №13
    Школы Москвы

    Интегрированный урок по английскому язык... 
    ChandlerThe_Lady_In_The_Lake 
    ПРОБЛЕМЫ ПЕРЕВОДА С НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА НА ... 

    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Welcome
    Меню сайта
    Info
    Видео
    englishschool12.ru
    Info

    Сайт создан для образовательных целей
    АНГЛИЙСКАЯ ШКОЛА © 2024
    support@englishschool12.ru

    +12
    Все права защищены
    Копирование материалов возможно только при разрешении администратора сайта
    Сайт управляется системой uCoz