К началу 21 века научно-техническая революция привела к быстро развивающимся процессам глобализации. В мир высоких технологий и интернет вошли понятия 'глобальная экономика', 'глобальная экология', 'глобальное образование'. Существуют различные и противоположные точки зрения на происходящий процесс глобализации, но его нельзя остановить, так как он объективно закономерен.
Термин 'глобализация' стремительно вошел в нашу дейтвительность и стал одним из наиболее часто употребляемых в средствах массовой информации. Впервые он был употреблен в 1981 году американским социологом Дж. Маклином.
Уже в середине восьмидесятых годов концепция глобализации была распространена достаточно широко. Британский исследователь Р.Робернтсон указывал: 'Концепция глобализации относится как к компрессии мира, так и к интенсификации осознания мира как целого: к конкретной глобальной зависимости, так и к осознанию глобального целого в двадцатом столетии'. Тогда же другой британец М. Уотерс определил глобализацию как 'социальный процесс, в котором ограничения, налагаемые географией на социальное и культурное устройство, ослабевают и в котором люди это ослабление все больше осознают'.
В докладах Римского клуба 1980 - 1990-х гг. были разработаны многие категории глобалистики (междисциплинарное изучение глобализации), ее основные направления исследований : 'пределы роста', 'за пределами роста', 'первая глобальная революция', 'глобальные проблемы', 'глобальное сознание'. На основе глобалистики разрабатываются стратегии совместной деятельности государств в различных направлениях - экономическом, политическом, экологическом, культурном.
В области глобалистики написано большое количество работ как западных, так и отечественных авторов (в основном политологов, таких как И.А.Василенко, А.С. Панарин и др.). Но именно по Глобальному образованию обнаруживается явный дефицит отечественных исследований.
Какова роль Глобального образования в развитии человечества?
Глобальное образование выступает наиболее эффективным средством позитивного развития процессов глобализации, так как только образованное общество и образованное человечество может критично и разумно противопоставить позитивные процессы развития негативным, избежать анархии и насилия. Именно Глобальное образование может обеспечить активное участие мировой науки и общественности в управлении миром в новом тысячелетии.
Человечество, озабоченное своим выживанием, всё больше обращается к проблемам образования, его развития и совершенствования, поскольку уже сейчас решается, каким будет новый век - просвещенным или невежественным, гуманным или агрессивным.
В 21 веке и новом тысячелетии проблемы образования становятся приоритетными во всем мире, так как они определяют будущее каждой страны в отдельности и планеты в целом.
Перед нами стоит стратегическая задача воспитания образованной и ответственной личности, способной обеспечить не только собственное жизнетворчество, но и разумную жизнедеятельность других людей.
Пришло время, когда каждому человеку необходимо получить комплекс экологических, экономических и юридических знаний в системе Глобального образования и рационально использовать Интернет как инструмент непрерывного самообразования. Глобальное образование открывает огромный мир информации и дает большие возможности для успешной и компетентной деятельности на мировом уровне; действительно, с его помощью можно стать 'человеком мира' - это реальность современного Глобального образования, а перспективы его непредсказуемы.
Инициаторами и лидерами в направлении развития Глобального образования являются американцы. Еще в 1970 году был создан 'TheAmericanForumforGlobalEducation' ('Американский Форум для Глобального Образования') - негосударственная организация, создавшая движения за Глобальное образование как в самих США, так и на международной арене.
Состоявшаяся в апреле 1995 г. в Нью-Йорке по инициативе Американского Форума для Глобального образования и под эгидой ЮНЕСКО международная конференция 'BridgestotheFuture' ('Мосты в будущее', в которой автор принимала участие вместе с другими российскии преподавателями) определила роль и основные направления развития Глобального образования в 21 веке. Глобальное образование было признано важнейшим направлением развития современной педагогической науки и практики, целью которого является подготовка человека к жизни в тревожном, быстро меняющемся и взаимозависимом мире, к решению нарастающих глобальных проблем.
Важно отметить, что Глобальное образование объединяет различные образовательные системы многих государств и религий, отличающихся по своим философским, историческим, культурным и педагогическим традициям, по разному декларирующих своё отношение к Глобальному образованию, но использующих его возможности в собственных целях.
Развитию Глобального образования способствуют различные научные конференции, встречи и другие международные мероприятия. Так, например, существенный вкладом в развитие в Глобального образования стал проведенный в Австрии в сентябре 2000 г. международный симпозиум, на котором обсуждались необходимость и значение развития Глобального образования в новом веке, в том числе через новые обучающие технологии (theGlobalvilladgeintotheGlobalcity - MarshallMcLuhan, RobertMcClintock).
Особое научное и практическое значение имеет крупнейшая конференция ('AnnualMeeting'), ежегодно проводимая американской ассоциацией исследователей образования (AERA), в которой принимают участие около 10000 учёных, преподавателей и учителей из разных стран мира. Очень важны многочисленные публикации по наиболее актуальным проблемам образования в журналах, издаваемых ассоциацией (АЕRA): 'AmericanEducationalResearchJournal', ' EducationalResearcher', 'Reviewof EducationalResearch' и др.
Проблемы развития Глобального образования рассматриваются в докладах настолько конкретно, что они представляют не только его содержание, но и расписание школьных занятий, то есть разрабатывается 'глобальный контекст' в школе, в классе (Tanner&Tanner, JamesBecker, Jonson).
Содержание Глобального образования, по мнению американских исследователей, состоит из следующих основных направлений (Kniep,1989):
- изучение систем (экономических, политических, экологических, технологических),
- изучение гуманитарных ценностей (общих и различных),
- изучение универсальных проблем (война и мир, права человека, окружающая среда),
- изучение глобальной истории (развитие глобальной системы, гуманитарных ценностей).
Глобальный контекст в педагогической деятельности наиболее подробно исследовали американские ученые (Alger& Hoolver,1978; Becker,1979; Darling-Hammond, 1998; Hanvey, 1975; Evans, Newman, & Saxe,1996; Maisto, 1997; Tanner &Tanner,1995; McLaunghlin, Talbert,&Barscia,1990), занимались данной проблемой и отечественные ученые (Подкладюк Е, Спасская В.,1991, Вульфсон Б.,1994,1997, Малькова З.,1994, Тагунова И.,1996, Лиферов А.., 1997 и другие), но научные подходы различны по историко-социальным условиям, и дефиниция Глобального образования ещё разработана недостаточно.
Само понятие 'глобальное образование' активно используется на разных уровнях:
- на уровне глобальной мегасистемы (планетарном), то есть на уровне взаимодействия и взаимообогащенния национальных образовательных систем, межгосударственных, межрегиональных связей и международного сотрудничества,
- на уровне конкретных образовательных систем (школ и классов, образовательных центров, университетах и т.д.), то есть на уровне содержания интернационального (международного) образования, развивающего планетарное мышление и сознание, и организации процесса обучения в соответствии с современными образовательными стандартами, новыми информационными и обучающими технологиями.
- вместе с прогрессивными учеными разных стран мы считаем, что Глобальное образование - это не просто совокупность множества национальных образовательных пространств и систем, это особая 'мегасистема', где задаются и реализуются цели национальной и мировой образовательной политики, где функционируют специфические связи и отношения между государствами и их образовательными системами, направленные на всемерное расширение возможностей развития личности.
В последние десятилетия изменения в характере обученияпроисходят в контексте глобальных образовательных тенденций, которые получили название 'мегатенденций' (М.Кларин). К их числу относятся:
- массовый характер образования и его непрерывность как новое качество,
- значимость как для индивида, так и для общественных ожиданий и норм,
- ориентация на активное освоение человеком способов познавательной деятельности,
- адаптация образовательного процесса к запросам и потребностям личности,
- ориентация обучения на личность учащихся, обеспечение возможностей его самораскрытия.
В процессе глобализации мировое образование вступает в качественно новый этап - международную интеграцию, которая является результатом развития и углубления предшествующего этапа - интернационализации - и доведения его до уровня интеграции национальных систем. Для интеграции становятся характерными возрастающие за счет согласованной международной образовательной политики взаимное сближение, взаимодополняемость и взаимозависимость национальных образовательных систем, синхронизация действий, достигаемая на основе регулирования их наднациональными институтами, постепенное перерастание национальными образовательными системами своих государственных рамок и зарождение тенденций к формированию единого образовательного пространства как наиболее эффективной формы реализации задач будущего (А. Лиферов).
Личность учителя в Глобальном образовании - это личность носителя культуры и её творца, преемника и создателя мирового педагогического опыта. По мировым стандартам современный учитель - это творческая индивидуальность, обладающая оригинальным проблемно-педагогическим и критическим мышлением, создатель многовариативных программ, опирающихся на передовой мировой опыт и новые технологии обучения, интерпретирующий их в конкретных педагогических условиях на основе диагностического целеполагания и рефлексии.
При этом позиция педагога рассматривается как система всех интеллектуальных, волевых и эмоционально-оценочных отношений к миру, социальной действительности и педагогической деятельности. Социальная позиция педагога вырастает из той системы взглядов, убеждений и ценностных ориентаций, которые были сформированы ещё в общеобразовательной школе. В процессе профессиональной подготовки на их базе формируется мотивационно-ценностное отношение к педагогической профессии, целям и средствам педагогической деятельности.
Обновляемое в инновационной деятельности российских учителей образование (обучение и воспитание), имеющее значительный позитивный опыт, основано на дидактической теории и все еще остается массово-репродуктивным, а не индивидуально-творческим.
Реформируемая российская система образования, несмотря на все нововведения, продолжает работать согласно дидактической теории, которую разработал Ян Амос Коменский еще в 17 веке. Около четырех веков она служит просвещению человечества, но в наступившем третьем тысячелетии дидактическая теория уже не способствует прогрессу, а тянет отечественное образование назад, оставляя новое поколение на уровне линейного мышления.
|