ГЛАВНАЯ страница | Регистрация | Вход| RSS Четверг, 18.10.2018, 19:29

Удобное меню
  • ТЕСТЫ
  • В помощь учителям
  • В помощь изучающим
  • Родителям
  • Скачать
  • Развлечения
  • Нашим ученикам
  • ЕГЭ-2010-2011
  • Teachers' Cafe
  • Info
    Поиск
    Категории раздела
    ПРОБЛЕМЫ В ОБРАЗОВАНИИ [101]
    Информация
    фотообзоры

    Каталог статей

    Главная » Статьи » ПРОБЛЕМЫ В ОБРАЗОВАНИИ » ПРОБЛЕМЫ В ОБРАЗОВАНИИ

    Проблема развития образования в России в контексте Глобального образования

    К началу 21 века  научно-техническая революция привела к быстро развивающимся процессам глобализации. В мир высоких технологий и интернет вошли понятия 'глобальная экономика', 'глобальная экология', 'глобальное образование'. Существуют различные и противоположные точки зрения на происходящий процесс глобализации, но его нельзя остановить, так как он объективно закономерен.

    Термин 'глобализация' стремительно вошел в нашу дейтвительность и стал одним из наиболее часто употребляемых в средствах  массовой  информации. Впервые он был употреблен в 1981 году американским социологом Дж. Маклином.

    Уже в середине  восьмидесятых годов концепция  глобализации была распространена достаточно широко. Британский исследователь Р.Робернтсон указывал: 'Концепция глобализации относится как к компрессии мира, так и к интенсификации осознания мира как целого: к конкретной глобальной зависимости, так и к осознанию глобального целого в двадцатом столетии'. Тогда же другой британец М. Уотерс определил глобализацию как 'социальный процесс, в котором ограничения, налагаемые  географией на социальное и культурное устройство, ослабевают и в котором люди это ослабление все больше осознают'.

    В докладах Римского клуба 1980 - 1990-х гг. были разработаны многие категории  глобалистики (междисциплинарное изучение глобализации), ее основные направления исследований : 'пределы роста', 'за пределами роста', 'первая глобальная революция', 'глобальные проблемы', 'глобальное сознание'. На основе глобалистики разрабатываются стратегии совместной деятельности государств в различных направлениях - экономическом, политическом,  экологическом, культурном.

    В области глобалистики  написано большое количество работ как западных, так и отечественных авторов (в основном политологов, таких как И.А.Василенко, А.С. Панарин и др.). Но именно по Глобальному образованию обнаруживается  явный  дефицит  отечественных  исследований.

    Какова роль Глобального образования в развитии человечества?

    Глобальное образование выступает наиболее эффективным средством позитивного развития процессов глобализации, так как только образованное общество и образованное человечество может критично и разумно противопоставить позитивные процессы развития негативным, избежать анархии и насилия. Именно Глобальное образование может обеспечить активное участие  мировой науки и общественности в управлении  миром в новом тысячелетии.

    Человечество, озабоченное своим выживанием,  всё больше обращается к проблемам образования, его развития  и совершенствования, поскольку  уже  сейчас  решается,  каким  будет  новый век - просвещенным или невежественным, гуманным или агрессивным.

    В 21 веке и новом тысячелетии проблемы  образования становятся  приоритетными во всем  мире, так  как они определяют будущее каждой страны в отдельности и планеты в целом.

    Перед нами  стоит  стратегическая  задача  воспитания образованной и ответственной  личности, способной обеспечить не только собственное жизнетворчество, но и разумную жизнедеятельность других  людей.  

    Пришло время, когда каждому человеку необходимо получить комплекс экологических, экономических и юридических знаний в системе Глобального образования и рационально использовать Интернет как инструмент непрерывного самообразования. Глобальное образование открывает огромный мир информации и дает большие возможности для успешной и компетентной деятельности на мировом уровне; действительно, с его помощью можно стать 'человеком мира' - это реальность современного Глобального образования, а перспективы его непредсказуемы.

    Инициаторами и лидерами в направлении развития Глобального образования являются американцы. Еще в 1970 году был создан 'TheAmericanForumforGlobalEducation' ('Американский Форум для Глобального Образования') - негосударственная организация, создавшая движения за Глобальное образование  как в самих  США, так  и  на международной арене.

    Состоявшаяся в апреле 1995 г. в Нью-Йорке по инициативе Американского Форума для Глобального образования и под эгидой ЮНЕСКО международная конференция 'BridgestotheFuture' ('Мосты в будущее', в которой автор принимала участие вместе с другими российскии преподавателями) определила роль и основные направления развития Глобального образования в 21 веке. Глобальное образование было признано важнейшим направлением развития современной педагогической науки и практики, целью которого является подготовка человека к жизни в тревожном, быстро меняющемся и взаимозависимом мире,  к решению  нарастающих   глобальных   проблем. 

    Важно отметить, что Глобальное образование объединяет различные образовательные системы многих государств и религий, отличающихся  по своим философским, историческим, культурным и педагогическим  традициям, по разному декларирующих своё отношение к Глобальному  образованию, но использующих его возможности в собственных целях.

    Развитию Глобального образования способствуют различные научные конференции, встречи и другие международные мероприятия. Так, например, существенный вкладом в развитие в Глобального образования стал проведенный в Австрии в сентябре 2000 г. международный симпозиум, на котором обсуждались необходимость и значение развития Глобального образования в новом веке, в том числе через новые обучающие технологии (theGlobalvilladgeintotheGlobalcity - MarshallMcLuhan, RobertMcClintock).

    Особое научное и практическое  значение имеет крупнейшая конференция ('AnnualMeeting'), ежегодно проводимая американской ассоциацией исследователей образования (AERA), в которой принимают участие около 10000 учёных, преподавателей и учителей из разных стран мира. Очень важны многочисленные публикации по наиболее актуальным проблемам образования в журналах, издаваемых ассоциацией (АЕRA): 'AmericanEducationalResearchJournal', ' EducationalResearcher', 'Reviewof  EducationalResearch' и др.

    Проблемы развития Глобального образования рассматриваются в докладах настолько конкретно, что они представляют не только его содержание, но и расписание школьных занятий, то есть разрабатывается 'глобальный контекст' в школе, в классе (Tanner&Tanner, JamesBecker, Jonson).

    Содержание Глобального образования, по мнению американских исследователей, состоит из следующих основных направлений (Kniep,1989):

    • изучение систем (экономических, политических, экологических, технологических),
    • изучение гуманитарных ценностей (общих и различных),
    • изучение универсальных проблем (война и мир, права человека, окружающая среда),
    • изучение глобальной истории (развитие глобальной системы, гуманитарных ценностей).

    Глобальный контекст в педагогической деятельности наиболее подробно исследовали американские ученые (Alger& Hoolver,1978; Becker,1979; Darling-Hammond, 1998; Hanvey, 1975;  Evans, Newman, & Saxe,1996; Maisto, 1997; Tanner &Tanner,1995; McLaunghlin, Talbert,&Barscia,1990), занимались данной проблемой и отечественные ученые     (Подкладюк Е,  Спасская В.,1991, Вульфсон Б.,1994,1997, Малькова З.,1994,                   Тагунова И.,1996,  Лиферов А.., 1997 и другие), но научные подходы различны по историко-социальным условиям, и дефиниция Глобального образования ещё разработана недостаточно.

    Само понятие 'глобальное образование' активно используется на разных уровнях:

    • на уровне глобальной мегасистемы (планетарном), то есть на уровне взаимодействия и взаимообогащенния национальных образовательных систем, межгосударственных, межрегиональных связей и международного сотрудничества,
    • на уровне конкретных образовательных систем (школ и  классов, образовательных центров, университетах и т.д.), то есть на уровне содержания интернационального (международного) образования, развивающего планетарное мышление и сознание,  и организации процесса обучения в соответствии с современными образовательными стандартами, новыми информационными и обучающими технологиями.
    • вместе с прогрессивными   учеными  разных  стран  мы считаем,  что Глобальное  образование - это не просто совокупность множества национальных образовательных пространств и систем, это особая 'мегасистема', где  задаются и реализуются цели национальной и мировой образовательной политики, где функционируют специфические связи и отношения между государствами и их образовательными системами, направленные на всемерное расширение возможностей развития личности.

    В последние десятилетия изменения в характере обученияпроисходят в контексте глобальных образовательных тенденций, которые получили название 'мегатенденций' (М.Кларин). К их числу относятся:

    • массовый характер образования и его непрерывность как новое качество,
    • значимость как для индивида, так и для общественных ожиданий и норм,
    • ориентация на активное освоение человеком способов познавательной деятельности,
    • адаптация образовательного процесса к запросам и потребностям личности,
    • ориентация обучения на личность учащихся, обеспечение возможностей его самораскрытия.

    В процессе глобализации мировое образование вступает в качественно новый этап - международную интеграцию, которая является результатом развития и углубления предшествующего этапа - интернационализации - и доведения его до уровня интеграции национальных систем. Для интеграции становятся характерными возрастающие за счет согласованной международной образовательной политики взаимное сближение, взаимодополняемость и взаимозависимость национальных образовательных систем, синхронизация действий, достигаемая на основе регулирования их наднациональными институтами, постепенное перерастание национальными образовательными системами своих государственных рамок и зарождение тенденций к формированию единого образовательного пространства как наиболее эффективной формы реализации задач будущего  (А. Лиферов). 

    Личность учителя в Глобальном образовании - это личность носителя культуры и её творца, преемника и создателя мирового педагогического опыта. По мировым стандартам современный учитель - это творческая индивидуальность, обладающая оригинальным проблемно-педагогическим и критическим мышлением, создатель многовариативных программ, опирающихся на передовой мировой опыт и новые технологии обучения, интерпретирующий их в конкретных педагогических условиях на основе диагностического целеполагания и рефлексии. 

    При этом позиция педагога рассматривается как система всех интеллектуальных, волевых и эмоционально-оценочных отношений к миру, социальной  действительности и педагогической деятельности. Социальная позиция педагога вырастает из той системы взглядов, убеждений и ценностных ориентаций, которые были сформированы ещё в общеобразовательной школе. В процессе профессиональной подготовки на их базе формируется мотивационно-ценностное отношение к педагогической профессии, целям и средствам педагогической деятельности.

    Обновляемое в инновационной  деятельности российских учителей образование (обучение и воспитание), имеющее значительный позитивный опыт, основано на  дидактической теории и все еще остается  массово-репродуктивным, а не индивидуально-творческим.  

    Реформируемая российская система образования,  несмотря на все нововведения,  продолжает работать согласно дидактической  теории,  которую разработал Ян  Амос Коменский еще в 17 веке.  Около  четырех  веков  она служит  просвещению человечества, но в наступившем третьем тысячелетии  дидактическая теория  уже не способствует прогрессу, а  тянет  отечественное образование  назад, оставляя  новое  поколение на уровне линейного мышления.

    Категория: ПРОБЛЕМЫ В ОБРАЗОВАНИИ | Добавил: f531 (29.07.2009)
    Просмотров: 6700 | Рейтинг: 0.0/0 |
    Дополнительный материал для Вас от сайта englishschool12.ru

    СПИСКИ УЧАЩИХСЯ НА 2010 - 2011 уч.г.
    скачать Большая Советская Энциклопедия
    FUNNY RHYMES

    Британские Королевские церемонии 
    ЕГЭ по математике 2010 (Демонстрационный... 
    Хороший учитель 

    Контрольные по английскому языку №1
    ЗАДАНИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ к выполн...
    Английский язык для школьников №19

    EXERCISES FOR DEVELOPING COMMUNICATIVE S... 
    ИГРОВЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА У... 
    Беляева С.А., Паскевич Н.С., Попова Г. В... 

    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Welcome
    Меню сайта
    Info
    Видео
    englishschool12.ru
    Info

    Сайт создан для образовательных целей
    АНГЛИЙСКАЯ ШКОЛА © 2018
    support@englishschool12.ru

    +12
    Все права защищены
    Копирование материалов возможно только при разрешении администратора сайта