ГЛАВНАЯ страница | Регистрация | Вход| RSS Суббота, 13.08.2022, 09:42

Удобное меню
  • ТЕСТЫ
  • В помощь учителям
  • В помощь изучающим
  • Родителям
  • Скачать
  • Развлечения
  • Нашим ученикам
  • ЕГЭ-2010-2011
  • Teachers' Cafe
  • Info
    Поиск
    Категории раздела
    ПРОБЛЕМЫ В ОБРАЗОВАНИИ [101]
    Информация
    фотообзоры

    Каталог статей

    Главная » Статьи » ПРОБЛЕМЫ В ОБРАЗОВАНИИ » ПРОБЛЕМЫ В ОБРАЗОВАНИИ

    Проблема развития образования в России в контексте Глобального образования

    К началу 21 века  научно-техническая революция привела к быстро развивающимся процессам глобализации. В мир высоких технологий и интернет вошли понятия 'глобальная экономика', 'глобальная экология', 'глобальное образование'. Существуют различные и противоположные точки зрения на происходящий процесс глобализации, но его нельзя остановить, так как он объективно закономерен.

    Термин 'глобализация' стремительно вошел в нашу дейтвительность и стал одним из наиболее часто употребляемых в средствах  массовой  информации. Впервые он был употреблен в 1981 году американским социологом Дж. Маклином.

    Уже в середине  восьмидесятых годов концепция  глобализации была распространена достаточно широко. Британский исследователь Р.Робернтсон указывал: 'Концепция глобализации относится как к компрессии мира, так и к интенсификации осознания мира как целого: к конкретной глобальной зависимости, так и к осознанию глобального целого в двадцатом столетии'. Тогда же другой британец М. Уотерс определил глобализацию как 'социальный процесс, в котором ограничения, налагаемые  географией на социальное и культурное устройство, ослабевают и в котором люди это ослабление все больше осознают'.

    В докладах Римского клуба 1980 - 1990-х гг. были разработаны многие категории  глобалистики (междисциплинарное изучение глобализации), ее основные направления исследований : 'пределы роста', 'за пределами роста', 'первая глобальная революция', 'глобальные проблемы', 'глобальное сознание'. На основе глобалистики разрабатываются стратегии совместной деятельности государств в различных направлениях - экономическом, политическом,  экологическом, культурном.

    В области глобалистики  написано большое количество работ как западных, так и отечественных авторов (в основном политологов, таких как И.А.Василенко, А.С. Панарин и др.). Но именно по Глобальному образованию обнаруживается  явный  дефицит  отечественных  исследований.

    Какова роль Глобального образования в развитии человечества?

    Глобальное образование выступает наиболее эффективным средством позитивного развития процессов глобализации, так как только образованное общество и образованное человечество может критично и разумно противопоставить позитивные процессы развития негативным, избежать анархии и насилия. Именно Глобальное образование может обеспечить активное участие  мировой науки и общественности в управлении  миром в новом тысячелетии.

    Человечество, озабоченное своим выживанием,  всё больше обращается к проблемам образования, его развития  и совершенствования, поскольку  уже  сейчас  решается,  каким  будет  новый век - просвещенным или невежественным, гуманным или агрессивным.

    В 21 веке и новом тысячелетии проблемы  образования становятся  приоритетными во всем  мире, так  как они определяют будущее каждой страны в отдельности и планеты в целом.

    Перед нами  стоит  стратегическая  задача  воспитания образованной и ответственной  личности, способной обеспечить не только собственное жизнетворчество, но и разумную жизнедеятельность других  людей.  

    Пришло время, когда каждому человеку необходимо получить комплекс экологических, экономических и юридических знаний в системе Глобального образования и рационально использовать Интернет как инструмент непрерывного самообразования. Глобальное образование открывает огромный мир информации и дает большие возможности для успешной и компетентной деятельности на мировом уровне; действительно, с его помощью можно стать 'человеком мира' - это реальность современного Глобального образования, а перспективы его непредсказуемы.

    Инициаторами и лидерами в направлении развития Глобального образования являются американцы. Еще в 1970 году был создан 'TheAmericanForumforGlobalEducation' ('Американский Форум для Глобального Образования') - негосударственная организация, создавшая движения за Глобальное образование  как в самих  США, так  и  на международной арене.

    Состоявшаяся в апреле 1995 г. в Нью-Йорке по инициативе Американского Форума для Глобального образования и под эгидой ЮНЕСКО международная конференция 'BridgestotheFuture' ('Мосты в будущее', в которой автор принимала участие вместе с другими российскии преподавателями) определила роль и основные направления развития Глобального образования в 21 веке. Глобальное образование было признано важнейшим направлением развития современной педагогической науки и практики, целью которого является подготовка человека к жизни в тревожном, быстро меняющемся и взаимозависимом мире,  к решению  нарастающих   глобальных   проблем. 

    Важно отметить, что Глобальное образование объединяет различные образовательные системы многих государств и религий, отличающихся  по своим философским, историческим, культурным и педагогическим  традициям, по разному декларирующих своё отношение к Глобальному  образованию, но использующих его возможности в собственных целях.

    Развитию Глобального образования способствуют различные научные конференции, встречи и другие международные мероприятия. Так, например, существенный вкладом в развитие в Глобального образования стал проведенный в Австрии в сентябре 2000 г. международный симпозиум, на котором обсуждались необходимость и значение развития Глобального образования в новом веке, в том числе через новые обучающие технологии (theGlobalvilladgeintotheGlobalcity - MarshallMcLuhan, RobertMcClintock).

    Особое научное и практическое  значение имеет крупнейшая конференция ('AnnualMeeting'), ежегодно проводимая американской ассоциацией исследователей образования (AERA), в которой принимают участие около 10000 учёных, преподавателей и учителей из разных стран мира. Очень важны многочисленные публикации по наиболее актуальным проблемам образования в журналах, издаваемых ассоциацией (АЕRA): 'AmericanEducationalResearchJournal', ' EducationalResearcher', 'Reviewof  EducationalResearch' и др.

    Проблемы развития Глобального образования рассматриваются в докладах настолько конкретно, что они представляют не только его содержание, но и расписание школьных занятий, то есть разрабатывается 'глобальный контекст' в школе, в классе (Tanner&Tanner, JamesBecker, Jonson).

    Содержание Глобального образования, по мнению американских исследователей, состоит из следующих основных направлений (Kniep,1989):

    • изучение систем (экономических, политических, экологических, технологических),
    • изучение гуманитарных ценностей (общих и различных),
    • изучение универсальных проблем (война и мир, права человека, окружающая среда),
    • изучение глобальной истории (развитие глобальной системы, гуманитарных ценностей).

    Глобальный контекст в педагогической деятельности наиболее подробно исследовали американские ученые (Alger& Hoolver,1978; Becker,1979; Darling-Hammond, 1998; Hanvey, 1975;  Evans, Newman, & Saxe,1996; Maisto, 1997; Tanner &Tanner,1995; McLaunghlin, Talbert,&Barscia,1990), занимались данной проблемой и отечественные ученые     (Подкладюк Е,  Спасская В.,1991, Вульфсон Б.,1994,1997, Малькова З.,1994,                   Тагунова И.,1996,  Лиферов А.., 1997 и другие), но научные подходы различны по историко-социальным условиям, и дефиниция Глобального образования ещё разработана недостаточно.

    Само понятие 'глобальное образование' активно используется на разных уровнях:

    • на уровне глобальной мегасистемы (планетарном), то есть на уровне взаимодействия и взаимообогащенния национальных образовательных систем, межгосударственных, межрегиональных связей и международного сотрудничества,
    • на уровне конкретных образовательных систем (школ и  классов, образовательных центров, университетах и т.д.), то есть на уровне содержания интернационального (международного) образования, развивающего планетарное мышление и сознание,  и организации процесса обучения в соответствии с современными образовательными стандартами, новыми информационными и обучающими технологиями.
    • вместе с прогрессивными   учеными  разных  стран  мы считаем,  что Глобальное  образование - это не просто совокупность множества национальных образовательных пространств и систем, это особая 'мегасистема', где  задаются и реализуются цели национальной и мировой образовательной политики, где функционируют специфические связи и отношения между государствами и их образовательными системами, направленные на всемерное расширение возможностей развития личности.

    В последние десятилетия изменения в характере обученияпроисходят в контексте глобальных образовательных тенденций, которые получили название 'мегатенденций' (М.Кларин). К их числу относятся:

    • массовый характер образования и его непрерывность как новое качество,
    • значимость как для индивида, так и для общественных ожиданий и норм,
    • ориентация на активное освоение человеком способов познавательной деятельности,
    • адаптация образовательного процесса к запросам и потребностям личности,
    • ориентация обучения на личность учащихся, обеспечение возможностей его самораскрытия.

    В процессе глобализации мировое образование вступает в качественно новый этап - международную интеграцию, которая является результатом развития и углубления предшествующего этапа - интернационализации - и доведения его до уровня интеграции национальных систем. Для интеграции становятся характерными возрастающие за счет согласованной международной образовательной политики взаимное сближение, взаимодополняемость и взаимозависимость национальных образовательных систем, синхронизация действий, достигаемая на основе регулирования их наднациональными институтами, постепенное перерастание национальными образовательными системами своих государственных рамок и зарождение тенденций к формированию единого образовательного пространства как наиболее эффективной формы реализации задач будущего  (А. Лиферов). 

    Личность учителя в Глобальном образовании - это личность носителя культуры и её творца, преемника и создателя мирового педагогического опыта. По мировым стандартам современный учитель - это творческая индивидуальность, обладающая оригинальным проблемно-педагогическим и критическим мышлением, создатель многовариативных программ, опирающихся на передовой мировой опыт и новые технологии обучения, интерпретирующий их в конкретных педагогических условиях на основе диагностического целеполагания и рефлексии. 

    При этом позиция педагога рассматривается как система всех интеллектуальных, волевых и эмоционально-оценочных отношений к миру, социальной  действительности и педагогической деятельности. Социальная позиция педагога вырастает из той системы взглядов, убеждений и ценностных ориентаций, которые были сформированы ещё в общеобразовательной школе. В процессе профессиональной подготовки на их базе формируется мотивационно-ценностное отношение к педагогической профессии, целям и средствам педагогической деятельности.

    Обновляемое в инновационной  деятельности российских учителей образование (обучение и воспитание), имеющее значительный позитивный опыт, основано на  дидактической теории и все еще остается  массово-репродуктивным, а не индивидуально-творческим.  

    Реформируемая российская система образования,  несмотря на все нововведения,  продолжает работать согласно дидактической  теории,  которую разработал Ян  Амос Коменский еще в 17 веке.  Около  четырех  веков  она служит  просвещению человечества, но в наступившем третьем тысячелетии  дидактическая теория  уже не способствует прогрессу, а  тянет  отечественное образование  назад, оставляя  новое  поколение на уровне линейного мышления.

    Категория: ПРОБЛЕМЫ В ОБРАЗОВАНИИ | Добавил: f531 (29.07.2009)
    Просмотров: 7826 | Рейтинг: 0.0/0 |
    Дополнительный материал для Вас от сайта englishschool12.ru

    Орловская И.В. Учебник английского языка...
    Забавные названия улиц
    ЖАЛОБЫ НА АНГЛИЙСКИХ УЧИТЕЛЕЙ РАСТУТ, КА...

    ЕГЭ по математике 2010 (Демонстрационный... 
    Wolfgang Mozart 
    Скачать решебник Лукашик В.И. Сборник за... 

    МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ по написанию курсо...
    Школы Москвы
    Английский язык для школьников №22

    Профессиональный (научный) тип организац... 
    Где можно скачать курсовые работы 
    «Праздник на уроке» 

    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Welcome
    Меню сайта
    Info
    Видео
    englishschool12.ru
    Info

    Сайт создан для образовательных целей
    АНГЛИЙСКАЯ ШКОЛА © 2022
    support@englishschool12.ru

    +12
    Все права защищены
    Копирование материалов возможно только при разрешении администратора сайта