В отечественных
изысканиях выделяются школа «диалога культур» В.С. Библера, концепции
образования, стержнем развития которых является личностно-гуманный подход (В.А.
Сухомлинский, Ш.А. Амонашвили), новаторские школы, положившие в основу идею
сотрудничества педагога с учащимися. Интерес ряда педагогов и психологов
вызывает известная в мире Вальдорфская школа. Возникшая в 1919 г. она привлекла
новую волну интереса во всем мире, в том числе в нашей стране. Основателем
школы был известный антропософ Р. Штейнер, разрабатывающий учение о человеке и
духовном познании мира.
Воспитание,
по Р. Штейнеру, - средство привести духовное в человеке к духовному началу
Вселенной, средство раскрытия заложенных в человеке тайных духовных сил.
Вальдорфская школа открыто противостоит традиционной, строящейся на
естественнонаучных началах, - ее содержанию, методам и приемам обучения.
Стремясь вызвать и культивировать духовные импульсы и переживания, педагоги
этой школы придают особенное значение экспрессивным методам обучения и воспитания.
Ученики много времени занимаются искусством, художественными ремеслами, общению
с живой природой и т.п. Результатом такого воспитания становятся личности,
ориентированные на глубокое, эмоционально прочувствованное духовное отношение к
природному миру и к окружающим людям. Однако многие отмечают, что это может
затруднить их адаптацию в обществе.
2.В чем, на ваш
взгляд, проявляется личностно-ориентированный подход в образовании?
3.Почему диалог является столь важным для
гуманизации и гуманитаризации педагогического процесса?
4.«Технократическое
мышление - это мировоззрение, существенными чертами которого являются примат
средства над целью, цели над смыслом и общечеловеческим интересом, смысла над
бытием и реальностями современного мира, техники (в том числе психотехники)
над человеком и ценностями» (Зинченко В.П. Образование, культура,
сознание // Философия для XXI века. М., 1992.
С. 93). Приведите примеры, в чем может проявиться технократическое мышление
педагога и психолога.
План семинара
«Психологические
основания педагогического процесса»
1.Социальные и психолого-педагогические
основания формирования образовательных концепций.
2.Достоинства и ограничения традиционных концепций
образования.
3.Психолого-педагогические характеристики
культурологического подхода.
4.Охарактеризуйте одну альтернативную
концепцию.
Основная литература
1.Гессен С.И. Основы педагогики. М.,
1995 (Введение).
2.Юнг К.Г. Конфликты детской души. М.,
1995 (Гл. «О становлении личности»).
3.Философско-психологические проблемы развития
образования. М., 1981 (Гл. 3, 4).
4.Зинченко В.П., Моргунов Е.Б. Человек
развивающийся. М., 1994 (Гл. 6).
Дополнительная литература
5.Библер B.C. Школа «диалога культур»// Советская педагогика. 1988. № 11.
6.Валицкая А.Л, Современные
стратегии образования // Педагогика. 1997. № 2.
7.Калгрен Ф. Воспитание к
свободе / Пер. с нем. М., 1992.
Мышление учителя (личностные
механизмы и понятийный аппарат) / Под ред. Кулюткина Ю.Н. и Сухобской Г.С. М.,
1990.