ГЛАВНАЯ страница | Регистрация | Вход| RSS Воскресенье, 22.12.2024, 23:31

Удобное меню
  • ТЕСТЫ
  • В помощь учителям
  • В помощь изучающим
  • Родителям
  • Скачать
  • Развлечения
  • Нашим ученикам
  • ЕГЭ-2010-2011
  • Teachers' Cafe
  • Info
    Поиск
    Категории раздела
    Советы родителям [373]
    Информация
    фотообзоры

    Каталог статей

    Главная » Статьи » Советы родителям » Советы родителям

    Что такое физиологическая зрелость. Аршавский И. А.

    Почти четыре десятилетия назад мы впервые указали на то, что классификация новорожден-ных детей на доношенных и недоношенных по показателям веса и длины тела неверна и пре-пятствует правильной оценке истинного физиологического состояния рождающихся. В своих исследованиях мы обратили внимание на то, что в зависимости от условий внутриутробного развития, определяемых состоянием беременности у матери, организм новорожденного характеризуется широко варьируемыми особенностями — не только (и не столько) морфологии, сколько физиологии. (И связано это, как установлено, с особенностями осуществления двигательной активности развивающегося эмбриона и плода еще до рождения.)
    Нами был предложен физиологический принцип классификации рождающихся детей не по весу и длине тела, а по признакам их физиологической зрелости или незрелости. Дело в том, что в педиатрии принято характеризовать организмы ранних возрастных периодов, начиная с рождения, как незрелые и несовершенные — по сравнению со зрелостью и совершенством взрослых. Физиология ребенка с этой точки зрения оценивается как первые шаги к цели, идеал которой — зрелость и совершенство взрослого организма. Отсюда и выводы. Так, например, недостаточная зрелость дыхательной системы новорожденных и детей раннего возраста якобы является причиной, предрасполагающей к острым респираторным заболеваниям (ОРЗ), незрелость функций желудочно-кишечного тракта — фактором, способствующим заболеваниям пищеварительной системы, несовершенство функций нервной системы — ее заболеваниям и т. д. Наши же исследования позволили установить, что во все возрастные пе-риоды организм можно считать совершенным и зрелым, если его физиологические функции адаптивно соответствуют его календарному возрасту и тем специфическим условиям среды, с которыми он должен взаимодействовать.
    Физиологическая незрелость характеризуется не только отставанием в развитии соответст-вующих физиологических функций, возникшим уже во внутриутробном периоде, но и более поздним ослаблением их интенсивности по сравнению с физиологически зрелыми новорож-денными. Именно отсюда — несоответствие особенностей физиологических функций кален-дарному возрасту (или несоответствие физиологического возраста календарному). Физиоло-гически незрелые дети могут родиться раньше срока или даже в срок, имея вес ниже 2,5 кг или даже превышающий 3,0 кг. От физиологически зрелых новорожденных незрелые отличаются не степенью доношенности или недоношенности и не весом тела при рождении, а особен-ностями своей физиологии, измененной альтерирующими (вредящими) влияниями со сто-роны организма матери в условиях нарушенного течения беременности.
    Недоношенные в истинном смысле этого термина, как и физиологически зрелые, характери-зуются соответствием своих физиологических отправлений тому возрасту, когда произошло их преждевременное рождение (во время нормально протекающей беременности они не подвергались альтерирующим воздействиям со стороны матери). Вес их может быть ниже 2000 г (и даже составлять 1000 и 800 г). Между тем прогноз в таких случаях часто гораздо более благоприятный, чем в группе рожденных в срок, но физиологически незрелых новорожденных, вес которых намного больше. Более того, такие истинно недоношенные дети с малым весом, при условии создания для них соответствующей гигиены, могут за период от полугода до полутора лет сравняться (и по особенностям физиологии и по весу) с фи-зиологически зрелыми детьми.
    МИР входящему
    В соответствии с положениями, принятыми Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ), периодом новорожденности (или неонатальным периодом) считаются первые 28 дней жизни после рождения. Согласно данным мировой статистики, именно на этот период приходится самый высокий процент (70%) общей смертности среди детей в возрасте до года. Первые 7 дней жизни принято обозначать как перинатальный период.
    Развивающийся плод до рождения находится в условиях среды с температурой 37° С. Сразу же после рождения он попадает в среду с гораздо более низкой температурой. Температурный перепад при этом поистине огромен: 17—18°! Именно поэтому родившийся организм (физиологически зрелый) уже в пределах первых двух минут благодаря повышению мышечного тонуса (рефлекторно стимулируемого с рецепторов кожи и дыхательных путей сниженной температурой среды) устанавливает температуру тела, на 1—1,5° превышающую даже температуру тела взрослого.
    Температура в родильном зале должна быть не выше 18—20°С, но и не ниже 15—16° С. Чем ниже температура среды в этих пределах, тем выше степень выраженности мышечного тонуса. От последнего зависит и степень полноценности первых внеутробных дыханий — вдоха, объем которого у физиологически зрелого равен 30—35 мл, и после-дующего выдоха, как правило, сопровождающегося криком. И чем громче крик, тем полноценней первые внеутробные дыхания, а значит, тем сильнее выражен рефлекторно возникающий мышечный тонус. (Заметим, что уже в пределах одной-полутора минут после выхода плода из родовых путей происходит полное расправление легких. Первое же дыхание осуществляется при этом почти сразу же по выходе из родовых путей. Перевязка пуповины должна производиться при этом не раньше, чем прекратится ее пульсация, дабы новорожденный мог получить из плаценты максимум содержащейся в ней крови.
    Итак, сразу же после рождения плод подвергается резкому холодовому воздействию со значительным перепадом температур. Взрослый человек в аналогичных условиях едва ли смог бы сразу же реализовать физиологическую адаптивную реакцию, дабы не остыть и сохранить присущую ему постоянную температуру тела (36,6° С). Взрослый организм обеспечивает сохранение постоянной температуры тела двумя путями. С одной стороны, ограничением теплоотдачи. Это достигается резким сужением сосудов кожи (вазоконстрикцией) и тем самым значительным уменьшением кровотока в ней, а также снижением или даже полным прекращением функций потовых желез; поверхность тела при этом значительно бледнеет. С другой — увеличением выработки тепла. Это выражается в повышении тонуса скелетной мускулатуры, приобретающего даже характер всем известной дрожи.
    У новорожденных теплоотдача не только не снижается, но, напротив, существенно повы-шается. Это проявляется расширением сосудов кожи (вазодилятацией) и тем самым увели-чением кровотока в ней. И еще дополняется такой, казалось бы, совершенно парадоксальной реакцией на сниженную температуру среды, как потоотделение (как известно, испарение влаги вследствие потоотделения — средство повышения теплоотдачи) .
    Благодаря возникновению указанных реакций сразу после рождения (но после перевязки пуповины) новорожденный, положенный на специальный стол в родильной комнате, приобре-тает специфическую позу, названную нами сгибательной мышечной гипертонией. Это следст-вие более высокого тонуса мышц-сгибателей, чем разгибателей. Выражается она согнутым положением головки по отношению к туловищу, согнутыми в локтях ручками, сжатыми в кулачок пальчиками (большой палец — внутри), согнутыми в коленях ножками, согнутыми к подошве пальчиками стопы. Сгибательная гипертония способствует и повышению уровня теплопродукции, и уменьшению общей поверхности теплоотдачи.
    Категория: Советы родителям | Добавил: Admin (15.11.2011)
    Просмотров: 3934 | Рейтинг: 0.0/0 |
    Дополнительный материал для Вас от сайта englishschool12.ru

    Скачать аудиословарь английского языка
    Happy Birthday to the Queen!
    Путешествия по Европе: осторожно, поезд!

    Перевод как средство межнационального об... 
    My Friend 
    Нью-Йорк 

    Рекомендованная литература для обучения ...
    Контрольные по английскому языку №1
    Поздравления на немецком языке

    robert t kiyosaki - rich dad, poor dad 
    Л.Е. КЕРТМАН ГЕОГРАФИЯ ИСТОРИЯ И КУЛЬТУР... 
    Могут ли инновационные педагогические те... 

    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Welcome
    Меню сайта
    Info
    Видео
    englishschool12.ru
    Info

    Сайт создан для образовательных целей
    АНГЛИЙСКАЯ ШКОЛА © 2024
    support@englishschool12.ru

    +12
    Все права защищены
    Копирование материалов возможно только при разрешении администратора сайта
    Сайт управляется системой uCoz