БАЛЕТ (от лат. ballo — «танцую») — вид музыкально-сценического искусства, в котором сюжет передаётся с помощью танца и пантомимы — выразительных пластики, мимики и жестов. Термин появился в XVI в. для обозначения отдельной танцевальной сцены в опере или театральном представлении. Тогда музыка для балета не сочинялась композитором специально, а подбиралась из народных или придворных танцев, подходивших по сюжету. Расцвет (залета как самостоятельного жанра начинается с XIX в. благодаря творчеству композиторов-романтиков. Основу балетного спектакля составлял какой-либо литературный текст — либретто, но всё действие показывалось ис- ключительно с помощью музыки и танца. Балеты первой половины XIX в. отличают фантастический сюжет и обилие таких персонажей, как русалки, феи, сильфиды и т. д. Лучшими образцами романтического балета служат «Жизель» А. Адана и «Коппелия» Л. Делиба. Действие выстраивалось чередованием отдельных номеров (номерная структура). Например, па-де-де (танец вдвоём), вариации (поочерёдные выступления со- листов со сложными хореографическими фигурами) и т. д. Вершиной жанра балета и новым этапом его развития являются балеты П. И. Чайковского — «Лебединое озеро», «Щелкунчик», «Спящая красавица». Чайковский обогатил балет- ную музыку глубиной, эмоциональностью и психологизмом, свойственными серьёзной симфонической музыке, и это особенно ярко проявилось при раскрытии характеров персонажей. Композиторы XX столетия отказались от номерной структуры и представляли балет как цельный драматический спектакль. Это позволило брать для основы либретто произведения мировой литературной классики («Ромео и Джульетта» С. С. Прокофьева, «Спартак» А. И. Хачатуряна и др.).
|