По отношению к водохозяйственным геотехсистемам центральное место при реализации этого принципа отводится совершенствованию управленческой деятельности, связанной с их созданием и эксплуатацией. По поводу режимов управления геосистемами природоохранного на-значения и поддержания их функционирования существуют различные мне-ния; от недопустимости всякого вмешательства в естественное функционирова-ние охраняемых ландшафтов до подхода к ним, как к обычным природно-техническим геосистемам. Можно говорить о трех типах участия человека в функционировании геосистем природоохранного назначения: невмешательство, оказание помощи, актив-ное управление. Невмешательство (или минимальное вмешательство в ход естественных -процессов) возможно только в случаях, если охраняемые ландшафты практически не затронуты хозяйственной деятельностью и расположены в слабоосвоенных районах, т.е. когда внешнее антропогенно-техногенное воздействие сведено до ми-нимума. Оказание помощи охраняемым ландшафтам в сохранении их структуры и режима функционирования применяется в условиях интенсивного ведения хозяйства на территориях, окружающих геосистемы природоохранного назначения, а также в случаях, если основной задачей является сохранение определенных биологических ви-дов. Оно включает, помимо прямой охраны геосистемы от проникновения в нее чело-века, создание буферных зон, в которых режим пользования препятствует распро-странению отрицательных воздействий. Это – создание лесозащитных полос, исклю-чение применения удобрений и химикатов, экстенсивное ведение сельского или лесного хозяйства и т.д. Предусматривается также система поддерживающих меро-приятий (например, отлов или отстрел отдельных видов животных, их подкормка в наиболее суровые зимы, очистка лесов от захламления и др.). Активное управление организацией геосистем используется в случаях, если цель создания природоохранных геотехсистем – сохранение антропогенных модификаций естественных ландшафтов, а также при сохранении за геосистемами определенных производственных функций (национальные парки, резерваты природоохранного назначения, памятники природы). Планируется система поддерживающих регулярных мероприятий (ограниченный выпас, укосы, контролируемые палы, рубки ухода и т.д.). В национальных парках система мероприятий должна обеспечивать охрану ландшафтов, рекреационное использование, решение естественнонаучных и просвети-тельско-воспитательных задач и лишь по возможности прочую хозяйственную деятель-ность. Важным средством регулирования режима функционирования в национальных парках является введение ограничений на различные виды деятельности человека: за-прещается создавать туристские лагеря и стоянки автомашин, закрываются лесные дороги для проезда на личных автомашинах, перекрываются высокогорные седловины с ноября по июль; организация высокогорных туристических походов допускается только по маркированным тропам, запрещен лыжный альпинизм в весенний период, ограничены однодневные автобусные экскурсии в летний и зимний сезоны и др. Контроль за функционированием транспортных геотехсистем выражается, во-первых, в поддержании на должном техническом уровне полотна и проезжей части дорог, которые находятся под постоянным разрушительным воздействием как природных процессов (эрозия, выветривание, оползни и т.д.), так и движущихся по дороге транспортных средств, а во-вторых, в мероприятиях дорожных служб по борьбе с гололедом, уборке снега с проезжей части и т.д. Мероприятия по содержанию дорог должны проводиться так, чтобы не ухудшались свойства природных компонентов в придорожной полосе, в частности необходимо сохранять придорожное озеленение (в том числе и при реконструкции дорог), содержать в порядке водопропускные сооружения, особенно трубы небольшого диаметра, так как несвоевременная очистка приводит к закупорке, что может повлечь за собой нарушение установившегося гидрологического режима придорожной полосы, ее заболачивание, гибель леса и другие нежелательные процессы. Зимой крайне важно разумное применение солей – пока единственного эффективного способа борьбы со льдом на дорогах. Велика роль принципа функционирования и контроля для оптимального функционирования промышленных геотехсистем. При высокой производственной концентрации (металлургические комплексы, химические комбинаты) весьма существенно установление величин санитарно-защитных зон, которые должны соответствовать перспективной мощности предприятия, технологии производства, виду, количеству и дальности распространения выбросов. В системе контроля и управления качеством окружающей среды основную роль играют экологические нормативы чистоты воздуха, почвы, биоты (ПДК), которые служат средством ограничения негативного воздействия на природу. Показатели ПДК используются главным образом для контроля за состоянием природный среды в промышленных центрах. Они позволяют управлять качеством окружающей среды путем регулирования источников воздействия. Организация системы контроля источников загрязнения природной среды основана на принципе установления предприятием технических нормативов – предельно допустимого выброса (ПДВ) для воздуха и предельно допустимого сброса (ПДС) для водных объектов. Начинают раз-рабатываться показатели предельно допустимых нагрузок (ПДН) на отдельные при-родные компоненты, которые должны учитывать не только загрязнение среды, но и все факторы комбинированного и комплексного воздействия на экосистему. Управление созданием и функционированием городов требует организации целой системы согласованных рычагов. Прежде всего, оно должно опираться на знания закономерностей развития городов, преемственности градостроения. Органи-зация комплексной охраны природы в городах имеет существенные преимущества в том, что здесь, как правило, сосредоточивается достаточно широкий круг организаций, осуществляющих управление природоохранной деятельностью, а также концентриру-ются трудовые, финансовые, материально-технические ресурсы, научный потенциал для решения проблем охраны природы. Возможные варианты распределения функций по управлению природоохранной деятельностью в городах зависят от иерархического ранга самого города, расположенных в нем планирующих и контролирующих природоохранных организаций и органов.
|