ГЛАВНАЯ страница | Регистрация | Вход| RSS Вторник, 23.04.2024, 10:34

Удобное меню
  • ТЕСТЫ
  • В помощь учителям
  • В помощь изучающим
  • Родителям
  • Скачать
  • Развлечения
  • Нашим ученикам
  • ЕГЭ-2010-2011
  • Teachers' Cafe
  • Info
    Поиск
    Категории раздела
    для школьников [1507]
    Видеоматериалы к пособию "Английский для детей" [5]
    видеоуроки [6]
    Наши Будни [36]
    Слово Дня [26]
    Звуковой материал к пособию "Yummy English for Kids" [11]
    Информация
    фотообзоры

    Каталог статей

    Главная » Статьи » для школьников » для школьников

    Варианты взаимодействия современности и самобытности.
    Варианты взаимодействия современности и самобытности. В ходе научных дискуссий о "третьем мире" выдвигались различные типы классификации происходящих в этих странах процессов. Суммируя разные точки зрения, высказанные российскими и зарубежными учеными, выделим три основных варианта взаимодействия традиционности и модернизации.
    Первая тенденция: симбиоз прежнего достояния и заимствований. Симбиоз представляет собой минимальное или регулируемое взаимодействие, при котором поддерживается относительно независимое сосуществование традиций и современности. С одной стороны, идет процесс постепенной модернизации жизненного уклада городских средних слоев, что означает рост урбанизации, расширение образования, рост занятости в новых профессиях, активизацию политической деятельности расширение массмедиа. С другой стороны, значительная часть населения города и деревни существует в рамках традиционных укладов с их постоянно воспроизводимыми низкими технологиями, скудостью ресурсов, значительным демографическим ростом.
    Модернизация симбиозного типа, характерна для колониальных систем, в которых введение новых элементов проводилось чужеродными властями и в интересах метрополий. Она означает структурные сдвиги в социокультурной жизни, ту или иную степень изменения традиционного содержания культуры и его сочетания с новыми влияниями. Примером такой модернизации может служить Индия, цивилизация которой, как мы видели, отличается высокой степенью дифференциации и сохранением самых разных диахронных социокультурных ценностей и структур. В социальном плане имеет место сочетание кастовой системы с современными классовыми отношениями, парламентской демократией, новейшими формами профессиональной организации. В духовном плане ритуально-магические практики вполне уживаются не только с высокими религиями, имеющими развитое философское обоснование, но и с развитым научным мышлением, многообразной художественной культурой.
    Вторая тенденция: модернизация против традиционности. Она является глубокой и драматичной по своим последствиям, сопровождается распадом традиционных норм поведения и кризисом культуры. Между "двумя культурами" возникают отношения глубокого недоверия, неприязни и противостояния. Размах и острота этих процессов породили теорию "дуалистического общества" в применении к современным незападным странам. Дуализм означал совмещение традиционного и современного в различных сферах социальной регуляции и поведения, принятие "двойных стандартов" в нормах поведения и мышления, совмещение символики и т.д.
    В рамках этой тенденции развернулись острая идейная борьба и взаимная критика: с одной стороны, недостатков и слабостей "традиционного" общества, а с другой - жестокости, аморальности и бесчеловечности буржуазного строя, "индустриального" или "западного" общества вообще. В этом столкновении культур и цивилизаций нарастал протест против усиливающегося разрушения прежних жизненных основ, крушения традиций и т.д. Ревнители традиционности отмечают несовместимость своей культуры с другими, которая означает не невозможность заимствования отдельных элементов извне, а неорганичность этих элементов, невозможность преобразования общества в целом по чужеродным образцам. Отсюда растущее разочарование масс в результатах буржуазного прогресса, глубокое отчуждение, неучастие, сменяющееся ответной реакцией протеста.
    Синтез культур в этих условиях невозможен, так как привносимые ценности диаметрально противоположны местным; они нацелены не на гармоничные отношения между людьми и человека с природой, а на голый практицизм, ведут к безжалостной эксплуатации среды человеческого существования. Этот процесс означает разрыв с накопленным наследием, отказ от самостоятельности в мышлении, поведении, действии, т.е. отказ от самих себя и как следствие - беспамятство. Распадается не только "связь времен", но и сам социальный организм, возникает социальная "расщепленность" между группами населения, связанными с современными и традиционными укладами и в рамках тех же традиционных укладов, лишенных общих механизмов интеграции. Прежний механизм социальной регуляции рушится, а новые механизмы формируются медленно. Уничтожение или ослабление прежних форм солидарности раскрывает скрытые доселе в недрах общества конфликты. Возникает угроза распада общества на разнородные слои и группы, отчужденно и враждебно относящиеся друг к другу (в том числе рост этнических, религиозных, классовых, кастовых, национальных раздоров, расхождения между городом и деревней и т.д.). Это и привело, в частности, к распаду таких крупных государственных образований, как Австро-Венгерская или Османская империи в прошлом, распад СССР (в ходе модернизационной "перестройки"), Югославии — в современное время; все они сопровождались возникновением многих очагов напряженности. Национальные особенности, тесно связанные с цивилизационной спецификой общества, стали преобладающими вопреки всем попыткам модернизации подобного типа.
    Третья тенденция: синтез наследия и заимствований. Она определяется как "сочетание лучшего из обоих миров", т.е. отбор и взаимное приспосабливание идущей с Запада модернизации и традиционности, присущей каждой из развивающихся стран. Прежние связи, нормы и представления оказываются достаточно жизненными. Традиция - как сохраняющаяся преемственность между поколениями - объединяется с достижениями урбанизации и научно-технической революции, создавая тем самым новый тип социокультурной регуляции.
    Структурная адаптация прежнего сознания к современности состоит в том, что в нем по-прежнему сохраняются установка на ценность коллективистских связей в том или ином объеме, социальные и моральные ценностные ориентации, опирающиеся на мировоззренческие представления. Вместе с тем воспринимаются модернизированные формы деятельности и потребления. Входя в мир новых, возросших возможностей, человек переносит на него свои прежние установки. Успеху модернизации всегда сопутствует восходящее к прошлому уважение к образованию и знанию на Востоке (хотя при этом резко меняется содержание этого знания).
    Характерной формулой синтезного подхода к процессам модер-низации стало провозглашенное Сунь Ятсеном сочетание "трех народных принципов": национализма, народовластия и народного благоденствия. В общественном сознании она устойчиво раскрывается как синтез китайской и западной культур. Впоследствии вариантами такого синтеза стал принцип создания "рынка социалистического типа" и "социализма с китайской спецификой". В других странах Восточной Азии соответствующая формула определяется как "конфуцианский капитализм". Устойчивые принципы профессионального долга, выработанные в рамках конфуцианской культуры, в немалой степени способствовали повышению качества и производительности труда, что сыграло большую роль в ускоренной модернизации этих стран.
    Конечно, иногда синтез приобретает крайне уродливый характер, порождая самые примитивные и жестокие формы эксплуатации и репрессии по отношению к низам. Еще в период вызревания американского капитализма утвердились рабовладельческие порядки в плантационном хозяйстве южных штатов. Колониальная модернизация во многих странах "третьего мира" привела к внедрению принудительного труда. "Сталинская индустриализация" в СССР основывалась в значительной степени на использовании труда заключенных и различных формах закрепощения населения города и деревни.
    Синтез большей частью носит структурный характер, что под-разумевает сочетание традиций, претерпевших изменения, и нововведений, взаимно приспособленных друг к другу. Семейные и клановые связи в Китае и Японии используются для налаживания отношений в современных видах производства, а компьютерные программы подвергаются основательной китаизации или японизации для обслуживания своего населения. Таким образом, высокая степень модернизации неизменно сочетается с сохранением и культивацией прежних укладов, стилей и элементов культуры.
    Очевидная для общественного сознания равная гибельность как крайнего традиционализма, так и безоговорочной капитуляции перед вестернизацией породила интенсивные поиски соединения разнородных начал в некоем синтезе (или симбиозе). Свое и чужое, прежнее и новое оказываются в действительности сосуществующими, переплетающимися друг с другом, хотя и сохраняющими некие собственные пределы. Жизнь порождает многочисленные варианты сочетания различных социальных и культурных принципов: "восточной морали" с "западной техникой", по-литики с этикой, рационализма с гуманизмом, науки и техники с человеческими ценностями, личного с общественным, "работы с молитвой" и т.д.

    Культурология под редакцией М. М. Каримова
    Категория: для школьников | Добавил: pressa (08.03.2012)
    Просмотров: 1859 | Рейтинг: 0.0/0 |
    Дополнительный материал для Вас от сайта englishschool12.ru

    Первая встреча Клуба Tea Club
    ФИЛЬМ О МАРГАРЕТ ТЭТЧЕР ПОВЕРГ В ШОК ЕЕ ...
    Выборова Г.Е. Тесты по английскому языку...

    Идиомы 
    The Subjects We Do at School. My Favour... 
    Ex. 6. Explain the difference between t... 

    Английский язык для школьников №3
    Контрольные по английскому языку №2
    Скороговорки на немецком языке

    Проектно-технологический тип организацио... 
    The role of U.S. journalism 
    Harry Potter and the Prisoner of Azkaban 

    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Welcome
    Меню сайта
    Info
    Видео
    englishschool12.ru
    Info

    Сайт создан для образовательных целей
    АНГЛИЙСКАЯ ШКОЛА © 2024
    support@englishschool12.ru

    +12
    Все права защищены
    Копирование материалов возможно только при разрешении администратора сайта
    Сайт управляется системой uCoz