Педагогическое общение
многогранно. Каждая грань определяется контекстом взаимодействия. Общие функции
общения делятся на: познавательную, обозначающую объяснение окружающего
мира, интонирование социально и личностно значимых сторон в познаваемых
явлениях; эмотивную, представляющую собой отношение
говорящего к сообщаемому и собеседнику; воспитывающую, целенаправленно
формирующую социально-полезные качества личности учащегося; фасилитативную, направленную
на облегчение ученику процесса выражения себя, проявления того, что в нем есть
положительного; регулятивную, побуждающую адресата к действию,
координации деятельности путем общения; функции самоактуализации, производящей
процесс актуализации своих возможностей.
Педагогическое
общение - это по своим функциям контактный и дистантный, информационный,
побудительный, координационный, устанавливающий отношения взаимодействия всех
субъектов образовательный процесс. Заинтересованность в успехе ученика,
благожелательная, поддерживающая контакт атмосфера помогает, облегчает общение,
способствует самоактуализации и дальнейшему развитию ученика.
В
целом же функции педагогического общения обусловлены целями профессиональной
деятельности учителя и видами общения, которое бывает поверхностным (по
типу приказов, различного рода предписаний, поучений и т.п.) или глубинным (затрагивает
личностно-смысловые образования; взаимное проникновение партнеров в мир чувств
и переживаний друг друга; готовность встать на точку зрения другой стороны).
Есть немало ситуаций, когда оптимальным, например, оказывается общение
стандартизированное, поверхностное и манипулятивное. Общение бывает ролевое
(деловое) и межличностное (свободное). Разнообразные виды профессионального
педагогического общения (общение учителя с учащимися, с другими учителями, с
директором школы, с методистом) различаются и по задачам, которые ставит
учитель, и по тем способам, с помощью которых он их решает. Владение учителем
разными видами общения обеспечивает ему оптимальность профессионального
поведения.
Оптимальное педагогическое
общение - это такое общение учителя со школьниками, которое создает наилучшие
условия для развития мотивации учащихся и творческого характера учебной
деятельности, для правильного формирования личности школьника. Такое общение
обеспечивает благоприятный эмоциональный климат, управление
социально-психологическими процессами в детском коллективе и позволяет учителю
максимально использовать собственные личностные особенности. В этом случае
личность учителя становится основным инструментом осуществления педагогической
деятельности.