Гавайская рубашка - это затесавшийся в мужской гардероб шутовской наряд. С самой георгианской эпохи мужчины были вынуждены облачаться в наряды блеклых тонов и строгого покроя, и гавайская рубашка - последний оплот цветового изобилия и пышных узоров. Для таких компаний, как «Кахала» (Kahala), ставшая прекрасным проводником современного стиля, рубашка - это холст, а готовое творение приковывает взгляд как в витрине, так и на владельце. Лучшие1 модели прошлых лег совершенны во всем: мельчайший узор нанесен от руки с использованием порядка 20 (но не более) красок, карманы, длинные воротнички и пуговицы из натурального кокоса (причем из одного ореха получалось не более 20 пуговиц). Кроме того, рубашки 20-х годов шили из самых передовых тканей - выше всего ценились шелковистые из стильного штапельного волокна или из раннего полиэстера - дакрона (после 1953 года).
Для одних «гавайка» - это открытка, которую можно надеть, для других - способ поделиться хорошим настроением. А для жителей Гавайских островов это предмет национальной гордости. Немногие предметы мужской одежды, за исключением разве что стетсоновской ковбойской шляпы и воротника Неру, так стойко ассоциируются с каким-то определенным местом на карте: гавайская рубашка - порой ее называют алохой - это всемирно известный символ 50-го штата США.
К 30-м «гавайка» стала синонимом слова «отпуск», и все кинозвезды от Джона Берримора до Эла Джолсона, Дугласа Фэрбенкса и Рональда Колмана носили ее на отдыхе. А Бинг Кросби, особенно в фильмах о путешествиях с Бобом Хоупом, неизменно появлялся в ней на экране еще и в шляпе, и с сигарой. Рубашку обожал член «крысиной стаи» Питер Лоуфорд, а герой Монтгомери Клифта отбывал в ней наказание в картине «Отныне и вовеки веков» (1953). По выходным в «гавайки» облачались президенты Эйзенхауэр и Трумэн.
Происхождение рубашки окутано пеленой тайны. Одни утверждают, что автором первой стал японский портной на Гавайских островах - он сшил ее из ткани для кимоно. Другие говорят, что она восходит корнями к национальной филиппинской рубашке, которую носили навыпуск. Третьи - что «гавайка» приехала с Таити, где на ткани издавна наносят изображения гибискуса, хлебного дерева и прочих экзотических растений.
Считается, что первую рубашку на Гавайи завез в конце XVIII века капитан Джеймс Кук (нехотя обменяв ее на мантию короля Каланиопуу). Позднее миссионеры обучили островитян шитью, чтобы те могли прикрыть свою непристойную наготу. И наконец, привезенные на гавайские плантации сахарного тростника и ананасов китайцы и японцы не только показали местному населению, как наносить рисунок на ткань, и познакомили их с традиционными тканями, но и обучили портняжному искусству. В общем, чтобы в 1961 году в фильме «Голубые Гавайи» Элвис вышел на экраны в пестрой бирюзовой рубашке с банановым узором, понадобился исторический «заговор» полуторавековой давности.
Термин «гавайка», или «гавайская рубашка», ввел портной и торговец тканями Эллери Чан - так в 1927 году он пытался привлечь покупателей, а через девять лет было зарегистрировано название «алоха». И с тех пор как в 30-е ее увидели ошеломленные американские моряки и начали носить звезды Голливуда, гавайская рубашка стала центральным элементом островной культуры. И так она всем полюбилась - и местным, и гостям, - что за десять лет в Гонолулу появились 275 портных, а на ярлыках - первые громкие имена: производственная компания «Роял Хауайан» (Royal Hawaiian Manufacturing Co.), «Хо Тоге» (Haw Togs), «Холо-Холо» (Holo-Holo), «Малихиви Спортсуэр» (Malihiwi Sportswear) и «Камехемеха Гармент К0» (Kamehemeha Garment Со).
К 1947 году гавайские муниципалитеты разрешили ходить на работу в «гавайках», а годом позже была введена предтеча вольной пятницы (когда сотрудникам некоторых компаний разрешается отказаться от установленной формы одежды) - среда алохи. Лицом рекламной кампании «гавайки» стал «отец» серфинга и самый знаменитый гаваец Дюк Каханамоку. К 1958 году шитье рубашек было третьим по объему производством на островах, и на нем не покладая рук трудились многие гавайцы. Они не вняли совету Каханамоку, напечатанному на одном из первых рекламных проспектов рубашки: «Хуманау Нуи» («Расслабься»).
|