Различия
между знаками чисто конвенциональных, механических систем и языковыми знаками
заключаются не в том, что первые односторонни, вторые двусторонни, а в том, что
они различны по характеру знакового содержания, по своим знаковым функциям.
Содержание знаков механических систем сводится к их системной обусловленности (valour), а содержание языковых знаков, особенно слов, складывается из значимости и значения,
которыми они обладают в системе языка.<121>
Исходя из
общей дефиниции знака как материального предмета, стоящего вместо другого
предмета или явления, обычно делают два неправомерных вывода: 1) языковой знак
— односторонняя сущность; 2) языковой знак — должен быть обязательно материален.
Знаковая
репрезентация представляет собой специфическую, присущую только человеку как homosapiens форму объективации
реального мира, могучее средство его отражательной и коммуникативной
деятельности. «Всякий идеологический продукт является не только частью
действительности — природной и социальной — как физическое тело, орудие
производства или продукт потребления, но, кроме того, в отличие от перечисленных
явлений отражает и преломляет другую, вне его находящуюся, действительность.
Все идеологическое4 обладает значением: оно
представляет, изображает, замещает нечто вне его находящееся, т. е. является
знаком. Где нет знака — там нет идеологии» [12, 15].
4 В. Н. Волошинов
употребляет термин «идеологический» в двух значениях: 1) «идеальный» в
противоположность материальному [12, 15], 2) «идеологический», принадлежащий
надстройке, в противоположность базису [12,17].
Знаковый
характер человеческого языка составляет одну из его универсальных черт и
основных особенностей; не случайно к понятию знака издавна обращались представители
разных научных направлений в целях более глубокого проникновения в сущность
языка. Из понятия знака имплицитно исходили в своих научных спорах о сущности
вещей и их наименований древние эллины, номиналисты и реалисты — последователи
двух диаметрально противоположных философских направлений средних веков,
классики сравнительного и типологического языкознания. На понятии знака со
времен Бодуэна де Куртенэ и Ф. де Соссюра покоятся все сколько-нибудь значимые
теории языка в современной лингвистической науке.
Всякое
речевое общение предполагает наличие некоторых необходимых условий, вне которых
оно вообще немыслимо. Оно предполагает прежде всего наличие конкретного
человеческого коллектива, пользующегося данным языком как средством общения.
Язык должен представлять собой определенную сумму фиксированных норм и правил,
обеспечивающих его понимание членами данного коллектива. Большое значение для
понимания языка имеет наличие у говорящих единого уклада социальной жизни,
общих нравов, обычаев и привычек, вырабатывающихся в результате совместного
пребывания на определенной более или менее ограниченной территории и т. п.
Человеческий
язык не представляет собой абсолютно однородного целого. В действительности —
это совокупность различных языковых вариаций, возникновение которых вызывается
действием самых различных факторов. Существуют различные территориальные,
социальные и функциональные варианты языка. Однако одной из наиболее сложных
проблем членения человеческого языка является проблема противопоставления языка
и речи. Любопытно отметить, что попытки выделить в языке какую-то общую схему,
установить некий общий набор каких-либо правил, управляющих многочисленными
проявлениями узуса, возникли задолго до постановки проблемы языка и речи в
теоретическом плане. Наглядным примером могут служить многочисленные
описательные грамматики различных языков.
Каждый
говорящий на том или ином языке твердо убежден в том, что, пользуясь данным
языком, он не вносит в него ничего нового, поскольку всякое изменение языка лежит
за пределами его возможностей.
В
предыдущем разделе была отмечена огромная роль слова как звукового знака.
Появление слова знаменовало собой не только появление более совершенного
способа общения между людьми. Оно одновременно способствовало появлению
качественно новой формы мышления, абстрактного словесного (вербального) мышления,
позволившего человеку проникнуть в сокровенные тайники окружающего его мира.
Возникновение
звуковой речи в истории человечества не было явлением случайным. Оно было
постепенно подготовлено в ходе исторического развития человека.