Многих
исследователей интересует вопрос о возникновении языка и мышления. Значительное
большинство ученых стоит на той точке зрения, что язык и мышление возникли
одновременно и что до возникновения языка мышления якобы не могло быть. Так, по
мнению К. К. Кошевого, язык и мышление находятся в неразрывном единстве: нет языка
без мысли и, наоборот, мысли без языка. Мысли существуют только в языковом
оформлении [35, 14]. По мнению Н. К. Одуевой, начало мышления совпадает со
словесным обобщением чувственных данных [41, 71]. «Мышление, протекая в
неразрывной связи с материальными физиологическими процессами головного мозга,
вместе с тем может происходить и происходит только на основе и при помощи
языка»,— замечает В. З. Панфилов [43, 118].
Предпосылки
возникновения в мозгу человека инвариантного обобщенного образа предмета были
заложены уже в первой стадии познания объективного мира, т. е. в ощущении.
Явления
анализа и синтеза наблюдаются и в области неживой природы. Различные химические
элементы постоянно распадаются и вновь соединяются в различных пропорциях.
Однако все эти явления, аналогичные анализу и синтезу, не носят сознательного
характера. Они просто отражают определенные закономерности природы, в силу
которых в определенных условиях может произойти распадение тел на составляющие
их химические элементы или соединение их в более сложный комплекс.
Способность
отражения окружающего мира наиболее ярко проявляется у живых существ. Однако
современная наука пришла к выводу, что это свойство живой материи имеет более
глубокую основу. На диалектико-материалистической основе этот вопрос был
поставлен В. И. Лениным. В своем труде «Материализм и эмпириокритицизм» Ленин
высказал мысль, что всей материи присуще родственное ощущению свойство
отражения [37, 80—81].
Человеческая
речь как средство коммуникации могла возникнуть только в определенных
условиях, важнейшим из которых является физиологическая организация ее носителя,
т. е. человека. Животные организмы, существующие на земном шаре, представлены
поразительным разнообразием форм, начиная от низших, или простейших животных,
типа одноклеточных, и кончая млекопитающими, наиболее развитым и сложным по
своей физической организации видом, представителем которого является человек.
Человеческий
язык — необычайно многогранное явление. Чтобы понять истинную сущность языка,
его необходимо рассмотреть в разных аспектах, рассмотреть, как он устроен, в
каком соотношении находятся элементы его системы, каким влияниям он
подвергается со стороны внешней среды, в силу каких причин совершаются
изменения языка в процессе его исторического развития, какие конкретные формы
существования и функции приобретает язык в человеческом обществе. Обо всех
этих особенностях будет более или менее подробно сообщено в соответствующих
главах этой книги. Вместе с тем необходимо предварительно выяснить, прежде чем
говорить об отдельных частностях, какое свойство языка определяет его главную
сущность. Таким свойством языка является его
функция быть средством общения. Любой язык мира выступает как средство
общения людей, говорящих на данном языке. Роль коммуникативной функции в
процессе создания языка огромна. Можно без преувеличения сказать, что система
материальных средств языка, начиная от фонемы и ее конкретных реальных
манифестаций и кончая сложными синтаксическими конструкциями, возникла и
сформировалась в процессе употребления языка как средства общения. Многие
специфические особенности языка, как-то: наличие специальных дейктических и
экспрессивных средств, средств локальной ориентации, различных средств связи
между предложениями и т. д. можно объяснить только исходя из нужд функции общения.
В каждом языке существуют определенные средства, дающие возможность сигнализировать «актуальное членение»
предложения в тех случаях, когда оно не совпадает
с синтаксическим членением предложения по НС (подлежащее — сказуемое).
Применительно к английскому языку такими средствами являются:
Проблема т. н. «актуального»
или «логико-коммуникативного» членения
предложения получила весьма широкое и основательное освещение в лингвистической
литературе, особенно советской (см. список литературы в
конце раздела).
Существует особый вид английского эллиптического предложения, заслуживающий отдельного
рассмотрения. Речь идет о т. н. инфинитивном
предложении, в котором эксплицитно
представлен только один инфинитив или же глагольное словосочетание с
ядром — инфинитивом; это может также быть инфинитив глагола-связки tobe + именная часть. Ср. следующиепримеры: