Переходя
к изложению методологиипрактической деятельности, в частности, необходимо отметить, что эта область
исследована значительно меньше, чем методология науки, которая формировалась
десятилетиями. Накопленный материал позволяет выстроить методологию научного
исследования в относительно четкой системе. В то же время, исследования в
области методологии практической деятельности стали интенсивно проводиться
лишь, за некоторыми исключениями, в последние десять-пятнадцать лет. Поэтому
имеющийся материал здесь пока что разнороден и трудносопоставим.
Настоящая
работа посвящена рассмотрению методологии как учения об организации
деятельности, причем основной акцент делается на деятельности одного субъетка
(индивидуального или коллектинвого) и ее завершенном цикле – проекте. В то же
время, деятельность может иметь сложную внутреннюю субъектную структуру.
Примерами являются рассматриваемые ниже в настоящем разделе проблемы организации
коллективного научного исследования, проблемы организации (управления)
совместной деятельности (см. раздел 3.4) и др. Подробное исследование специфики
совместной деятельности выходит за рамки настоящей работы и служит
перспективным направлением дальнейших методологических исследований.
Во многих экспериментах
имеется значительное число (десятки, сотни, а иногда и тысячи) объектов
(субъектов). В результате измерения их показателей получается набор их частных оценок. Понятно, что сравнивать между собой и
анализировать одновременно все частные оценки не всегда возможно и
целесообразно, так как всегда существует их разброс, обусловленный неконтролируемым
различием объектов эксперимента.
Использование компьютера при анализе результатов эксперимента, несомненно, целесообразно. С
одной стороны, ряд статистических методов реализован в такой популярной программе,
как MicrosoftExcel для Window, входящей в стандартный комплект MicrosoftOffice, и установленной, наверное, на любом современном
компьютере.
Все
обсуждаемые в настоящем разделе достоинства и недостатки программного
обеспечения отражают лишь субъективное мнение авторов и не могут рассматриваться
как попытка рекламы того или иного продукта.
Описание данных –компактное описание имеющихся данных с помощью различных
агрегированных (обобщенных) показателей и графиков. К этому классу можно
отнести также задачу определения
необходимого объема выборки (минимального числа исследуемых объектов), необходимого
для того, чтобы сделать обоснованные выводы.
Выборка
– совокупность значений одного и того же признака у наблюдаемых объектов.