Следующей
стадией фазы проектирования системы становится ее моделирование, заключающееся в построении, анализе и оптимизации
моделей. Приведем, сначала, определения
модели:
Следующий
этап концептуальной стадии проектирования – на основе сформулированной проблемы
и установленной проблематики определяется цельпроектирования системы. На данном
важнейшем этапе определяется, что надо сделать для снятия проблемы – все последующие
стадии и этапы проектирования будут определять – как это сделать.
Любой
специалист – практический работник или коллектив в социальных системах, экономических
и других, совершая какие-либо новые более или менее крупные шаги, неизбежно
затрагивает интересы других людей и организаций.
Проектирование
на концептуальной стадии начинается с этапа выявления противоречия: что мешает в практической деятельности отдельного
специалиста, или предприятия, организации, или еще более крупной экономической,
социальной, культурной системе и т.д. достичь высоких результатов?
Если мы
говорим о проектировании как о компоненте практической деятельности, то
у Читателя, естественно, возникает вопрос – а что именно подлежит
проектированию, что проектируется в этом случае? На этот вопрос есть ответ –
речь идет о проектировании систем.
Как уже
неоднократно говорилось, цикл процесса продуктивной деятельности (проект)
включает в себя три фазы: фазу проектирования, технологическую фазу и
рефлексивную фазу. Соответственно этому процесс практической деятельностибудет
рассматриваться по этим же фазам. Естественно, что такое разделение процесса
практической деятельности, так же как и научного исследования несколько условно.
Исходя из
вышеизложенных особенностей практической деятельности, можно сформулировать
принципы практической деятельности, выделив их из психологии, общей теории систем– см., например,
[39, 92 и др.].
Все области профессиональной деятельности людей можно с определенной долей условности подразделить на: практическую деятельность, научную деятельность, искус-ство, философию, религию.