Специфика
научного исследования состоит в том, что опытно-экспериментальная работа, хотя она и занимает значительную, а подчас и
большую часть бюджета времени исследователя, служит лишь для подтверждения или
опровержения предварительно сделанных им теоретических построений, начиная с
гипотезы.
Для
начала разделим понятия «теориятой
или иной науки» и «научная теория». Под теорией науки понимается вся
совокупность теоретических знаний в той или иной отрасли науки – физике,
биологии и т.д. В то же время, в каждой научной области существует множество
научных теорий (концепций) – ведь по сути дела каждая докторская диссертация,
по крайней мере, каждая добротная диссертация представляет собой целостную
теорию (концепцию). Здесь мы будем говорить о построении научных теорий (концепций).
Процесс построения логической структуры теории (концепции)
состоит из двух этапов. Первый этап – этап индукции–
восхождения от конкретного к абстрактному, когда исследователь должен
определить центральное системообразующее звено своей теории: концепцию, систему
аксиом или аксиоматических требований, или единый исследовательский подход и
т.д.
За
исключением процесса построения логической структурысоздаваемой
научной концепции, теории, на чем мы остановимся подробнее ниже, построение
логической структуры теоретического исследования, так же как и построение
структуры теоретической части эмпирического исследования, весьма вариативно и
целиком определяется предметом, целями и задачами каждого конкретного исследования.
Общими являются лишь некоторые моменты, которые мы здесь и рассмотрим.
Постоянная
работа с научной литературой – обязательный компонент любой научной
деятельности. А сама научная литература является важнейшим средством
поддержания существования и развития науки – во-первых, средством распространения
и хранения достигнутого научного знания, во-вторых – средством коммуникации,
научного общения ученых между собой. Необходимо учитывать разные функции тех
или иных видов публикаций, отражающих, как правило, разные этапы развития
научного знания.
Технологическая
фазаисследования
заключается в непосредственной проверке построенной научной гипотезы в
соответствии с разработанным на стадии конструирования и технологической
подготовки исследования комплексом рабочих материалов и оборудования.
Технологическая фаза состоит из двух стадий: проведения исследования и оформления
результатов.
Стадия
технологической подготовки исследования специфична для каждой конкретной
научной работы. Она заключается в подготовке экспериментальной
учебно-программной документации, учебных пособий и средств обучения; подготовке
бланков протоколов наблюдений, анкет; приобретении или изготовлении необходимого экспериментального
оборудования, создании необходимого программного обеспечения и т.п.
Построение
гипотез является одним из главных методов развития научного знания, который
заключается в выдвижении гипотезы и последующей ее экспериментальной, а подчас
и теоретической проверке, которая либо подтверждает гипотезу и она становится
фактом, концепцией, теорией, либо опровергает, и тогда строится новая гипотеза
и т.д. Гипотеза, по сути дела, является моделью будущего научного знания
(возможного научного знания).